24 апреля декан юридического факультета СПбГУ, член рабочей группы при Президенте РФ по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ Сергей Белов принял участие в обучающем вебинаре Ассоциации НОМ, посвящённом правовому регулированию общероссийского голосования.
На открытии мероприятия от лица всех участников вебинара спикера поприветствовала исполнительный директор Ассоциации НОМ Алёна Булгакова, выступив также модератором онлайн-встречи.
Ключевыми вопросами выступления Сергея Белова стали особенности правового регулирования организации и проведения общероссийского голосования, ключевые этапы его подготовки, а также отличия от других форм волеизъявления граждан страны.
«Несмотря на даты проведения общероссийского голосования, которые в связи с эпидемиологическими мероприятиями были перенесены, мы уже сейчас можем анализировать документы, которые регламентируют общероссийское голосование и порядок его проведения», - отметил эксперт.
Сергей Белов подчеркнул, что общероссийское голосование – особая процедура, которая не предусмотрена действующим законодательством. «Его порядок является инновацией для демократических процедур», - заявил спикер.
Сергей Белов обозначил три ключевых отличия общероссийского голосования от других форм волеизъявления:
1. Срок для подготовки и проведения общероссийского голосования отличается от сроков, регламентированных для референдумов и выборов. На подготовку референдума, сообщил эксперт, отводится в два, три раза больше времени. Сжатые сроки голосования объясняются тем, что при его подготовке не требуется целый ряд организационных затрат, сопряжённых с проведением референдума.
2. Информационное обеспечение общероссийского голосования ограничивается только тем, что избирательные комиссии субъектов совместно с ЦИК России осуществляют информирование о вопросе, вынесенном на голосование и ознакомление с текстом поправок.
«Поправки к Конституции – тот документ, который должен быть заранее доведён до каждого участника голосования, и избирательные комиссии должны использовать для этого все возможности, предусмотренные положением», - подчеркнул Сергей Белов.
«Голосование имеет аполитичный характер», - отметил эксперт. Общественная палата РФ – политически нейтральный субъект, который будет обеспечивать гласность и общественный мониторинг за проведением голосования.
3. Механизм подсчёта голосов и определение результатов общероссийского голосования. На общероссийском голосовании предусматривается упрощённый порядок составления протокола и формы о его итогах, по сравнению с той, которая предусмотрена законом о референдуме.
Сергей Белов отметил: «Сама же процедура подсчёта голосов ничем не отличается, точно также предусматривается участие всех членов комиссий, необходимость обеспечения гласности и открытости процедуры, возможность общественного контроля».
Резюмируя своё выступление, Сергей Белов сообщил, что в ходе проведения и подготовки общероссийского голосования будут использоваться те инструменты, которые применялись в ходе реализации волеизъявления на выборах последних лет. Весь технологический инструментарий, в том числе система «Мобильный избиратель», будет задействован с целью того, чтобы голосование было максимально простым и доступным для каждого гражданина.
«Предусматривается возможность подачи заявления о досрочном голосовании или голосовании за пределами помещения через портал «Госуслуги», зарекомендовавший себя как надёжное средство коммуникации между гражданами и избирательными комиссиями», - заключил спикер.
В завершении мероприятия спикер в режиме реального времени ответил на вопросы участников мероприятия: кандидатов в общественные наблюдатели на предстоящее общероссийское голосование, региональных экспертов Ассоциации НОМ, представителей общественных палат регионов, а также студентов юридических специальностей высших учебных заведений России.