Рабочий блокнот УИК: на что стоит обратить внимание наблюдателю?

15.02.2018

В обучении наблюдателей основное внимание удаляется их правам и обязанностям, возможным нарушениям избирательного законодательства и мерам реагирования. Между тем, немалое значение в работе общественных контролеров в день голосования, играет их осведомленность о деятельности членов участковых избирательных комиссий, которые сами должны подчиняться строгим правилам, основанным на нормах законодательства.

Понять, что именно и в какой момент должны делать члены избирательных комиссией позволяет Рабочий блокнот участковой избирательной комиссии. Этот документ существует в трех видах:

  1. Рабочий блокнот участковой избирательной комиссии;
  2. Рабочий блокнот участковой избирательной комиссии избирательного участка, на котором применяется КОИБ;
  3. Рабочий блокнот участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном за пределами территории РФ.
Все рабочие блокноты утверждены выписками из протоколов ЦИК России:

В приложениях размещен полный текст документа.

«Национальный общественный мониторинг» предлагает всем общественным наблюдателям ознакомиться со следующими разделами Рабочего блокнота:

  • 4.1 - Работа УИК в день голосования: работа до начала времени голосования;
  • 4.2 - Работа УИК в день голосования: организация голосования в день голосования в помещении для голосования; организация голосования вне помещения для голосования;
  • 5 - Подсчет голосов избирателей, составление протокола УИК об итогах голосования, итоговое заседание УИК, выдача копий протокола УИК об итогах голосования, представление протокола УИК об итогах голосования и иной избирательной документации в ТИК.
В Рабочем блокноте УИК, где применяется КОИБ, отдельно выделены и достаточно подробно описаны все вопросы, связанные с их применением, особенностями оформления избирательных бюллетеней, в частности, приведены примеры правильной и неправильной простановки подписей и печатей.

Рекомендуем обратить внимание на «Требования к помещению для голосования и оснащению УИК при использовании КОИБ» (стр. 65), а также – образец Акта об использовании бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-201__ и тренировки (стр. 108).

В каждом разделе рабочего блокнота содержится примерный текст пояснения действий УИК его председателем, который позволит наблюдателю сориентироваться, выполняют ли члены избирательной комиссии, установленные законом действия.

Примерный текст пояснений действий УИК в день голосования перед началом времени голосования содержится на стр. 98 (или на стр.103 в Рабочем блокноте для участков с КОИБ);

  • об организации голосования вне помещения для голосования на стр. 120 (стр. 130 в Рабочем блокноте для участков с КОИБ);
  • действий УИК по подсчету голосов избирателей и установлению итогов голосования – на стр. 128 (стр. 138).
Рекомендуем также ознакомиться с Перечнем приложений к первому экземпляру протокола УИК об итогах голосования – он содержит список из 19 документов для участка без КОИБ, и 24 документов для участка с КОИБ, которые, для передачи вместе с протоколом участковая избирательная комиссия обязана или должна (при наличии соответствующего факта) составить.

Так, «Акт о числе избирателей, принявших участие в выборах на основании заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения, поданных за 45–5 дней до дня голосования на выборах Президента Российской Федерации» составляется обязательно, а, например, «Реестр учета поступивших в УИК жалоб (заявлений) о нарушении Федерального закона № 19-ФЗ» составляется только при наличии таких жалоб.

Ответы на вопросы, связанные с действиями УИК, вы можете получить у региональных координаторов «Национального общественного мониторинга» или на вебинарах НОМ.

Читайте также

На выборах высших должностных лиц субъектов РФ по данным ГАС «Выборы» на 8 июля, выдвинуто 128 кандидатов (большая часть из них – представители политических партий). Партии «второго эшелона» традиционно используют выборы высших должностных лиц для укрепления своих электоральных позиций. Этап выдвижения завершился в 12 из 20 регионов (в Костромской области этап выдвижения официально завершается в 18:00 8 июля).

Этап выдвижения фактически завершен в пяти субъектах РФ: на выборах в Государственный совет Республики Коми, Белгородскую областную думу, Магаданскую областную Думу и Законодательное собрание Челябинской областях. На выборах депутатов Костромской областной Думы документы в избирательную комиссию должны быть представлены не позднее 18:00 8 июля. Наибольшее количество партий (9) принимает участие в выборах в Республике Коми и Костромской области, наибольшее количество кандидатов по мажоритарным округам (167) выдвинуто в Челябинской области. На этой неделе, 11 июля завершится этап выдвижения на выборах в Курганскую областную Думу.

В ряде регионов ЕДГ-2025 начинается процесс заключения соглашений с общественными организациями, которые традиционно участвуют в наблюдении, а также ожидается проверка помещений участковых избирательных комиссий на удобство и доступность. Кроме того, на минувшей неделе эксперты общественных штабов по наблюдению за выборами проводили мероприятия, где обсуждались планы по мониторингу избирательных кампаний и подготовке наблюдателей. Подробнее – в обзоре НОМ.

https://www.high-endrolex.com/26