Прошедшие в 2024 году избирательные кампании станут модельными в 2025 году для политических партий, а наиболее удачные инструменты и подходы будут продемонстрированы в 2026 году, который будет очень серьезной проверкой для партийной системы РФ на ее идеологическую, политическую и электоральную состоятельность. Об этом говорили эксперты и представители политических партий на круглом столе ЭИСИ. По оценке экспертов, немаловажным результатом голосования стало позиционирование ЛДПР как «партии второго выбора» - она обошла как «справедливороссов», так и КПРФ.
Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров представил первый после сентябрьских выборов рейтинг политических партий. «Динамика есть, но иерархия более-менее устойчивая», - отметил он. На первом месте «Единая Россия» - 35,9%, на втором месте ЛДПР – 10,1%, на третьем КПРФ – 8,9%, на четвертой позиции «Новые люди» – 6,9%, замыкает парламентскую пятерку партий «Справедливая Россия – За правду» - 3,8%. Социологи, в числе прочих, выяснили отношение людей к «партии второго выбора»: они задали гражданам вопрос «Если бы выбранная вами партия не стала бы участвовать в выборах, то за какую партию из списка вы, скорее всего, проголосовали?»
«Вот это — классический второй выбор. За последние четыре тура парламентских выборов начиная с 2011 года мы видим, как менялась «партия второго выбора». В 2011 году абсолютное лидерство – у партии «Справедливая Россия» (41%). В 2016 году уже совсем другая ситуация: мы видим, что тут два победителя практически с одинаковым результатом в 20% — «Справедливая Россия» и ЛДПР. 2021 год: ЛДПР впереди — 19%, «Справедливая Россия – За правду» — 18%, но это в рамках погрешности», - напомнил данные прежних опросов В. Федоров. Сентябрь 2024 года — данные не по парламентским выборам, а по ЕДГ. «ЛДПР действительно выбилась вперед – 22%. «Справедливая Россия» потеряла довольно существенно (до 10%), уступив при этом и КПРФ, и партии «Единая Россия»», - констатировал эксперт.
Политолог, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественной экспертизе законопроектов Александр Асафов напомнил, что в рамках ЕДГ-2025 будет 15 губернаторских кампаний (в этом году было 21), и 11 кампаний по выборам Заксобраний (в этом году 13). «Интенсивности и количества избирательных кампаний, и, соответственно, кандидатов от партий будет меньше. Избирательная кампаний 2024 г. использовалась как площадка тля тестирования новых подходов и стратегий, и 2025 год будет закрепляющим», - сказал он. А.Асафов отметил, что если раньше процедура предварительного отбора кандидатов была свойственна только «Единой России», то теперь другие партии тоже проводят такие предварительные конкурсные процедуры. «В 2025 году этот инструментарий будет расширяться, у него очевидно есть привлекательные стороны, понятные для избирателя, и запрос на обновление тоже реализуется подобным образом», - указал он.
На фоне консолидации избирателей, которую показывают все социологические исследования, партии сделали выводы, что предлагать избирателю яркие риторические протестные темы, противопоставляя свою позицию по вопросам СВО или по поводу перспектив развития страны – электорально «не очень удачная история», полагает эксперт. «И если на уровне избирательного округа можно найти точки противостояния с властью, где она работает плохо, то в том, что касается серьезных идеологем – это электоральный проигрыш» – подчеркнул А.Асафов. По его мнению, партии будут консолидировать электорат «другими, непротестными темами». «Маркерная кампания 2024 года станет модельной в 2025 году для политических партий, и наиболее удачные инструменты и подходы мы увидим в 2026 году, который будет очень серьезной проверкой для нашей партийной системы на ее идеологическую, политическую и электоральную состоятельность», - резюмировал он.
В свою очередь политолог, эксперт ЭИСИ Анна Федорова обратила внимание на достижения непарламентских партий на прошедших выборах: в парламент Кабардино-Балкарии прошла партия «Зеленые», в Карачаево-Черкессии мандат получила «Гражданская платформа», в областную Думу Волгоградской области прошла Партия пенсионеров. «Конечно, это цифры небольшие, но у непарламентских партий есть потенциал, и если будут продолжаться определенные тренды, связанные с размыванием электорального ядра других партий, то в следующих циклах непарламентские партии свои результаты могут улучшить», - сказала она.
А.Федорова также отметила,что все партии, кроме «Единой России» и «Новых людей», активно включились в дискуссию об интерпретации темы того, кто является «второй партией». «Если раньше в обществе был несомненный консенсус - то есть, если раньше спросить обывателя «как вы думаете, вторая партия – это что?», то был очевидный ответ — КПРФ. Сейчас этого консенсуса нет, и это влияет на голосование, потому что люди склонны присоединяться к организациям, которые им кажутся более значимыми, и если человек понимает, что КПРФ больше не вторая, у него открывается больше выбора», - указала она. Эксперт привела данные, согласно которым КПРФ по-прежнему проходит в законодательные собрания, однако размер фракций там уменьшается. «Республика Алтай: у КПРФ было 29,5%, стало 13,6%. Марий Эл - было 27% почти, стало 11,57%, в Севастополе - было 18,7%, стало 5,79%. Определенное падение мы видим и в городских Думах. Я бы это оценила как ситуацию определенных вызовов и поводов задуматься для КПРФ», - подчеркнула она.
В КПРФ уверены, что эта партия была, есть и остается единственной оппозиционной силой в стране. Об этом заявил секретарь ЦК КПРФ Виктор Царихин. По его словам, по итогам участия КПРФ в 13 региональных парламентов у партии одно четвёртое место, четыре третьих и восемь вторых. Он выступил с критикой ДЭГ: по его мнению, это то, что должно оставаться «на крайний случай». В. Царихин озвучил планы КПРФ: к 2025 году внесение законотворческой инициативы в избирательный кодекс, широкая профессиональная подготовка кадров, работа на местах по «совершенно конкретным задачам и сохранение позиций главной оппозиционной силы».
Секретарь президиума Центрального совета партии «Справедливая Россия» по работе с молодежью, внутренним коммуникациям и образовательным проектам партии Анастасия Павлюченкова признала, что для ее партии эта кампания была сложной, т.к. в ряде регионов партийных кандидатов и партийные списки не допустили к выборам. «Тем не менее партия подтвердила свой статус парламентской», - отметила она. По количеству мандатов на выборах в Думы столиц субъектов РФ партия на 2 месте: всего от партии избраны 22 депутата - 12 по партийным спискам и 10 по одномандатным округам. Лучшие результаты партия показала в г. Челябинске, (17,03%, 3 мандата), г. Владикавказе (16,79%, 6 мандатов), в г. Туле (11,28%, 2 мандата). На выборах в региональные парламенты партия заняла 4 место, получив 22 мандата. «Мы должны чётко понимать, что все парламентские оппозиционные партии в этом сезоне исходили из позиции консолидации. Мы не шли в жёсткую критику, мы максимально объединились и выстраивали конструктивные предложения. 26 октября состоится съезд нашей партии, где подведем итоги и будем строить планы на будущее. Безусловно, мы будем участвовать во всех выборах в 2025 и 2026 годах», - отметила А.Павлюченкова.
Замруководителя фракции ЛДПР в Госдуме Станислав Наумов, в свою очередь, высказал идеи изменений в избирательное законодательство. «День тишины надо отменять. Это про какой-то XIХ век. В эпоху цифровой демократии надо дебаты проводить все три дня голосования – тогда явка будет соответствующей», - сказал он, попутно предложив отменить лимиты на финансирование предвыборных кампаний и вернуть в бюллетень графу «против всех». Он рассказал о действующей системе мобилизации сторонников ЛДПР под названием «Кольчуга». «36 тыс. обращений, это не только и не столько жалобы, хотя мы направили в ЦИК множество жалоб на случаи вопиющего низового административного произвола – он был, есть и будет», - отметил он. В качестве иллюстрации успеха своей партии С. Наумов сослался на хорошие результаты на выборах в Мосгордуму. «У нас появилось два депутата Московской городской думы – Мария Воропаева, советник Леонида Слуцкого, 41,75%, и Петр Потапов, заместитель начальника московской железной дороги, 32,19%», - указал он. Партия положительно относится к ДЭГ: она дает ЛДПР дополнительный прирост голосов. С.Наумов прогнозирует, что в следующей Госдуме ЛДПР станет второй по численности фракцией.
По словам зампреда партии «Новые люди», депутата Мосгордумы Александра Даванкова, по итогам выборов 250 депутатов пополнят депутатский корпус «Новых людей» и это «хороший результат». «В этом году мы выставили 4200 наблюдателей на выборы, сам процесс набора и обучения наблюдателей для нас очень важен, в следующем году собираемся еще более внимательно наблюдать за выборами», - сообщил он. В этом году партия открыто набирала кандидатов для голосования. «Мы открыли сайт, на котором собрали заявки и проинтервьюировали 10 тыс. человек, которые хотели прийти в политику. Из них 200 стали кандидатами, а 3 тысячи стали нашими волонтерами и агитаторами. Считаем такой опыт успешным, будем его продолжать», - полагает А.Даванков.
«Единая Россия» решила все задачи в ходе ЕДГ-2024, заявил заместитель секретаря генсовета партии, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Сергей Перминов. «У нас было три задачи. Первая — легитимность, вторая — формирование фракции политического большинства, и третья — победа кандидатов, выдвинутых партией или поддержанных ею. Все три задачи в текущем политическом сезоне мы решили, как я полагаю, успешно», - указал он. В следующих электоральных циклах партия продолжит применять свои успешные практики. «Это и социальная помощь всем нуждающимся и членам семей участников СВО, и взаимодействие с молодыми людьми, которые захотят идти в политику, и развитие муниципалитетов и регионов страны в целом в рамках задач, сформулированных Президентом. Соответственно, масштабирование этих задач на региональный и муниципальный уровень — это формирование новых образовательных подходов к работе наших партийных институтов и обязательное вовлечение молодого поколения», - подчеркнул С.Перминов.