https://www.high-endrolex.com/26

Александра Афонина: «Иститут независимого общественного наблюдения требует поправок в Трудовой кодекс»

06.01.2022

Исполнительный директор Общественной палаты Республики Коми, эксперт НОМ Александра Афонина представила свой взгляд на развитие независимого общественного наблюдения в России. Так, необходимо доработать обучающие материалы, урегулировать возникающие вопросы в сфере Трудового права, а также «продолжать укреплять морально-нравственные принципы работы наблюдателя».

«Точно так же, как и все региональные общественные палаты, мы включены в процесс наблюдения за выборами с 2018 года. И заметили ряд тенденций в практике набора независимых общественных наблюдателей. Мы считаем, что помимо требований, которые указаны в избирательном законодательстве, должен учитываться ещё и ряд дополнительных критериев, позволяющих выстроить работу наблюдателей намного эффективней.

К таким критериям можно отнести мотивацию. Мы понимаем, что основная задача независимого общественного наблюдения – фиксировать происходящий процесс и сравнить его с нормами права, для того, чтобы понять имеет ли место отклонение. Вместе с тем, некоторые наблюдатели приходят на избирательный участок именно для того, чтобы найти нарушения даже там, где их нет. Обращая внимание на мотивацию наблюдателей, мы можем сразу иметь представление о том, кто заходит в наши ряды.

Общественные наблюдатели должны обладать стрессоустойчивостью. Те процессы, которые происходят на избирательных участках (и за его пределами), сопряжены с большим количеством стрессовых ситуаций. При проведении обучения необходимо готовить наблюдателя к нестандартным ситуациям.

Очень важные качества наблюдателя – ответственность и дисциплина. Работа общественного наблюдателя безвозмездна, в связи с чем, иногда ответственность «хромает». Мы считаем, что осознанная и качественная работа по общественному контролю должна проводиться на всех этапах избирательного процесса.

В век информационных технологий наблюдатели должны обладать навыками работы с техническими средствами и социальными сетями. Нужно дополнительно обучать работе с инструментами, которые позволяют легитимизировать избирательный процесс, сделать его более открытым и понятным для избирателей.

Хотелось бы отметить, что мы выявили портрет общественного наблюдателя. В основном это женское лицо. Эффективнее и ответственнее всего работали сотрудники социальной сферы. Именно эта категория жителей России очень хорошо приспособлена к стрессовым ситуациям – все конфликтные ситуации разворачивали в мирное русло и предотвращали правонарушения. Однако число категорий общественных наблюдателей необходимо расширять. Находить новые подходы и площадки для взаимодействия с молодёжью.

В 2021 году мы определили для себя смешанную форму подготовки наблюдателей. Помимо проведения семинаров Ассоциации НОМ, все три с половиной месяца мы поддерживали «в тонусе» наших наблюдателей: например, проводили правовой диктант. Отмечу, что все 2,5 тысячи наблюдателей, прошедших обучение, прошли правовой диктант и получили символические подарки.

Также мы сделали еженедельную рубрику, где в социальных сетях на страницах Общественной палаты Республики Коми размещали различные ситуации и предлагали нашим читателям их решить, ответить на проблемные вопросы. Таким образом, мы систематически закрепляли знания и привлекли внимание общественности к деятельности участников избирательного процесса, тем самым подчеркнув недопустимость противоправного поведения.

Кстати, все участники обучающих семинаров отметили необходимость в увеличении количества практических задач в рамках учебы и попросили все ситуации, с которыми встретились на участках на сентябрьских выборах, включить в обучение в будущем.

Обучающая программа была востребована и представителями УИК. Члены Общественной палаты Республики Коми совместно с экспертами проводили семинар для членов УИК в одном из сельских поселений, граничащих с Кировской областью. Именно сюда с явно недружественным настроем приезжали наблюдатели из других регионов на выборах прошлых лет. Наше предложение – адаптировать обучающие программы, в том числе под членов участковых избирательных комиссий. Это работа на предупреждение: члены комиссий знают, что мы ведём тотальное наблюдение, таким образом у них исключается всякое желание совершать что-либо незаконное.

Несмотря на то, что институт общественного наблюдения существует уже более трёх лет, ряд вопросов, связанных с организацией работы, требует дополнительной регламентации. Мы считаем необходимым урегулировать вопросы в сфере трудового права с учетом введения многодневного голосования. Наша деятельность, как общественных наблюдателей, экспертов общественных палат не подпадет под действия 165 статьи Трудового кодекса, которая закрепляет компенсации работникам, которые привлекаются к выполнению общественных работ. Когда возникала необходимость отпрашивать наблюдателей с рабочих мест, то работодатель не находил правовых оснований для этого. Приходилось в точечном режиме решать этот вопрос.

Для повышения эффективности общественного контроля необходимо внести в избирательное законодательство отсылочную норму к Трудовому кодексу, как это сделано для членов УИК.

 

Читайте также

28 июня состоятся очередные выборы в Великий государственный Хурал (парламент) Монголии. Наибольшая вероятность получить большинство в парламенте – у Монгольской народной партии (МНП) и Демократической партии (ДП), прогнозируют эксперты НОМ. Однако правящая МНП сталкивается с проблемами, обусловленными текущей ситуацией в стране – коррупцией, бедностью и безработицей. При любом исходе выборов внешнеполитический курс на равноудалённость и нейтралитет страны будет продолжен, а русофобские политические силы не имеют серьезных шансов, несмотря на активность западных НКО в стране, говорят эксперты.

В рамках ЕДГ 8 сентября 2024 г. запланированы выборы высших должностных лиц в 21 регионе России. Процедура выдвижения кандидатов стартовала почти во всех субъектах РФ. По состоянию на 19 июня 18 политические партии уже выдвинули 63 кандидатов на выборах высших должностных лиц субъектов РФ, указывают эксперты НОМ.

По итогам общероссийской тренировки цифровой платформы ГАС «Выборы» 2.0 принято решение использовать платформу в режиме опытной эксплуатации при проведении выборов и референдумов, проводимых в ЕДГ 2024 году, в 46 субъектах РФ. Тренировка показала готовность комиссий субъектов РФ и ТИК к использованию цифровой платформы. Полный переход на новую цифровую платформу Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Выборы» необходимо произвести в 2025 году, отметила глава ЦИК России Элла Памфилова в ходе заседания 19 июня.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26