АПЭК подготовило аналитический доклад: "Губернаторские выборы-2018: отказ от «тихих» кампаний, стратегии партий, уровень конкуренции"

20.07.2018

В 2018 году существенно выросло влияние федеральной повестки на губернаторские кампании. Некоторые из причин этой тенденции носят ситуативный характер, влияние других, вероятно, будет серьезно возрастать. 

Первым таким фактором для двух регионов, где должны пройти выборы глав (Нижегородской и Самарской областей), стал Чемпионат мира по футболу. Если до начала мундиаля поводами для информационных атак против властей регионов становились срок и качество подготовки спортивных объектов, то потенциальные риски для региональных властей во время чемпионата были связаны уже с другими обстоятельствами. Дополнительное значение приобрела работа глав регионов-хозяев по снижению среди местных жителей тревожности в связи с опасениями, что интересы граждан могут быть проигнорированы из-за чемпионата. Предвыборным регионам-хозяевам мундиаля решить эти задачи, насколько можно судить, вполне удалось. Так, в Самарской области после назначения врио главы губернатора Дмитрия Азарова удалось оперативно завершить затянувшиеся работы по спортивным объектам, а ряд инициатив региональных властей во время самого чемпионата стали позитивными информационными поводами. Показательно, например, обращение Азарова к самарским предпринимателям с призывом сделать выходным днем 25 июня, когда на «Самара-Арене» проходил матч Россия-Испания. Губернаторские выборы в регионах-хозяевах чемпионата и так не связаны с серьезными электоральными рисками для врио глав таких территорий. Тем не менее позитивный информационный фон на старте кампании, скорее всего, дополнительно укрепит позиции глав Нижегородской и Самарской областей, сумевших нейтрализовать ключевые риски, связанные с проведением мундиаля в их регионах.

Второй фактор -- «Прямая линия» с Владимиром Путиным, в рамках которой были затронуты проблемы ряда предвыборных регионов. Президент не стал обходить вниманием острые вопросы по таким территориям. Это еще раз подтверждает, что в условиях сокращения электоральных рисков для губернаторов, выходящих на выборы, контроль над этими чиновниками со стороны Центра становится более жестким и более публичным. Причем фактический старт избирательной кампании отнюдь не наделяет руководителей регионов иммунитетом от жестких вопросов с федерального уровня. Вероятно, эта тенденция будет носить долгосрочный характер. Конечно, риски, связанные с «Прямой линией», для губернаторов зависят в том числе от длительности их пребывания в должности. Показательны два характерных примера медийного эффекта, полученного по итогам данного мероприятия главами предвыборных регионов с разным стажем.

Для недавно назначенных врио глав регионов это мероприятие имеет скорее медийный эффект (который при соответствующих усилиях трансформируется в электоральный), а для губернаторов, уже занимающих пост, влияет на их внутриэлитные позиции. Врио губернаторов, которые пока целиком имеют дело с проблемами, доставшимися от предшественников, важно оперативно реагировать на поднятый в ходе «Прямой линии» вопрос -- это значимый аспект формирования их имиджа в регионе. В качестве позитивного примера можно назвать в целом позитивную оценку прессой и аудиторией соцсетей действий врио главы Алтайского края Виктора Томенко по решению проблемы, обозначенной жителями села Старая Суртайка. При этом сам факт обсуждения в ходе «Прямой линии» достаточно рискованного вопроса для вновь выходящей на выборы Светланы Орловой (Владимирская область) многие сочли еще одним подтверждением наличия у нее серьезных противников на федеральном уровне. Однако нейтрально-благожелательный тон, которого придерживался в ходе общения с Орловой Владимир Путин, заставил многих наблюдателей говорить о сохранении у нее кредита доверия.

Наконец, третий фактор – изменения в пенсионной системе. Во-первых, как ни парадоксально, главы регионов, оказавшиеся выходцами из оппозиционных партий, оказались в более уязвимом положении в данной ситуации. Пример – критика в адрес врио главы Орловской области Андрея Клычкова, который не поддержал радикальных заявлений и петиций, ограничившись крайне осторожным высказыванием о том, что «нужно учитывать все обстоятельства и только тогда принимать решения».

Во-вторых, интересной тактикой стало переключение повестки дискуссий о проблеме повышения пенсий с общефедеральных тем на лоббирование региональных интересов. По такому пути пошел врио главы Магаданской области Сергей Носов, предложивший «подготовить отзыв на проект федерального закона, учитывающий специфику области и предусматривающий исключение норм повышения пенсионного возраста для жителей районов Крайнего Севера». Тем не менее если такая тактика и дает ситуативный благоприятный эффект (таким был информационный резонанс вокруг заявления Носова), то в дальнейшем может вызвать серьезное неодобрение позиции губернатора Кремлем.

В-третьих, уровень протестных настроений в регионе и электоральных рисков для его главы в принципе слабо связан с высказываниями губернатора о «пенсионном» законопроекте. Колебания общественного мнения в связи с предстоящими изменениями в пенсионной системе носят общефедеральный характер, на губернатора общественность будет проецировать свою оценку действий властей в целом. Тем не менее главы регионов вполне могут частично переключить повестку в своих регионах на темы, которые близки социальным и возрастным группам, отличающимся высоким уровнем тревожности по поводу законопроекта - прежде всего гражданам предпенсионного возраста. К таким темам альтернативной повестки можно отнести, например, совершенствование системы здравоохранения. Вполне адекватно выглядят и крупные проекты (например, «Медицинский город», о котором говорил врио главы Тюменской области Александр Моор в ходе визита в Новый Уренгой), и текущая работа с местной проблематикой (так, врио главы Самарской области Дмитрий Азаров поднял вопросы завершения работ по строительству Нефтегорской Центральной районной больницы).  

Полный текст доклада АПЭК

Источник

Читайте также

Общественные штабы на прошедшей неделе активно работали в ходе избирательной кампании по выборам Президента РФ – заключали соглашения с партиями, проводили обучающие семинары и мероприятия для прессы, проверяли возможности контроля за процессом выборов на всех избирательных участках, включая участки в местах принудительного содержания. Подробнее – в материале НОМ.

В Беларуси избраны все 110 депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики и сформированы 1284 местных Совета. Национальные и международные наблюдатели отметили открытость избирательного процесса для контроля, хорошую подготовку избирательных комиссий, а также высокую активность избирателей, в том числе впервые голосующих. Главные итоги кампании в материале НОМ подвёл доктор политических наук, профессор кафедры политической теории МГИМО МИД России Кирилл Коктыш.

Кандидатам и их доверенным лицам настоятельно рекомендуется направлять цифровых наблюдателей в ТИК ДЭГ и Общественную палату – на трехдневном голосовании в марте у них будут уникальные возможности отслеживать в реальном времени электронное волеизъявление избирателей и убедиться в прозрачности и беспрецедентной защищенности процедуры ДЭГ. Об этом IT-эксперт, сопредседатель Корсовета ОП РФ по контролю за голосованием Олег Артамонов говорил на обучающем вебинаре для регионов в ОП РФ.