https://www.high-endrolex.com/26

АПЭК подготовило аналитический доклад: "Губернаторские выборы-2018: отказ от «тихих» кампаний, стратегии партий, уровень конкуренции"

20.07.2018

В 2018 году существенно выросло влияние федеральной повестки на губернаторские кампании. Некоторые из причин этой тенденции носят ситуативный характер, влияние других, вероятно, будет серьезно возрастать. 

Первым таким фактором для двух регионов, где должны пройти выборы глав (Нижегородской и Самарской областей), стал Чемпионат мира по футболу. Если до начала мундиаля поводами для информационных атак против властей регионов становились срок и качество подготовки спортивных объектов, то потенциальные риски для региональных властей во время чемпионата были связаны уже с другими обстоятельствами. Дополнительное значение приобрела работа глав регионов-хозяев по снижению среди местных жителей тревожности в связи с опасениями, что интересы граждан могут быть проигнорированы из-за чемпионата. Предвыборным регионам-хозяевам мундиаля решить эти задачи, насколько можно судить, вполне удалось. Так, в Самарской области после назначения врио главы губернатора Дмитрия Азарова удалось оперативно завершить затянувшиеся работы по спортивным объектам, а ряд инициатив региональных властей во время самого чемпионата стали позитивными информационными поводами. Показательно, например, обращение Азарова к самарским предпринимателям с призывом сделать выходным днем 25 июня, когда на «Самара-Арене» проходил матч Россия-Испания. Губернаторские выборы в регионах-хозяевах чемпионата и так не связаны с серьезными электоральными рисками для врио глав таких территорий. Тем не менее позитивный информационный фон на старте кампании, скорее всего, дополнительно укрепит позиции глав Нижегородской и Самарской областей, сумевших нейтрализовать ключевые риски, связанные с проведением мундиаля в их регионах.

Второй фактор -- «Прямая линия» с Владимиром Путиным, в рамках которой были затронуты проблемы ряда предвыборных регионов. Президент не стал обходить вниманием острые вопросы по таким территориям. Это еще раз подтверждает, что в условиях сокращения электоральных рисков для губернаторов, выходящих на выборы, контроль над этими чиновниками со стороны Центра становится более жестким и более публичным. Причем фактический старт избирательной кампании отнюдь не наделяет руководителей регионов иммунитетом от жестких вопросов с федерального уровня. Вероятно, эта тенденция будет носить долгосрочный характер. Конечно, риски, связанные с «Прямой линией», для губернаторов зависят в том числе от длительности их пребывания в должности. Показательны два характерных примера медийного эффекта, полученного по итогам данного мероприятия главами предвыборных регионов с разным стажем.

Для недавно назначенных врио глав регионов это мероприятие имеет скорее медийный эффект (который при соответствующих усилиях трансформируется в электоральный), а для губернаторов, уже занимающих пост, влияет на их внутриэлитные позиции. Врио губернаторов, которые пока целиком имеют дело с проблемами, доставшимися от предшественников, важно оперативно реагировать на поднятый в ходе «Прямой линии» вопрос -- это значимый аспект формирования их имиджа в регионе. В качестве позитивного примера можно назвать в целом позитивную оценку прессой и аудиторией соцсетей действий врио главы Алтайского края Виктора Томенко по решению проблемы, обозначенной жителями села Старая Суртайка. При этом сам факт обсуждения в ходе «Прямой линии» достаточно рискованного вопроса для вновь выходящей на выборы Светланы Орловой (Владимирская область) многие сочли еще одним подтверждением наличия у нее серьезных противников на федеральном уровне. Однако нейтрально-благожелательный тон, которого придерживался в ходе общения с Орловой Владимир Путин, заставил многих наблюдателей говорить о сохранении у нее кредита доверия.

Наконец, третий фактор – изменения в пенсионной системе. Во-первых, как ни парадоксально, главы регионов, оказавшиеся выходцами из оппозиционных партий, оказались в более уязвимом положении в данной ситуации. Пример – критика в адрес врио главы Орловской области Андрея Клычкова, который не поддержал радикальных заявлений и петиций, ограничившись крайне осторожным высказыванием о том, что «нужно учитывать все обстоятельства и только тогда принимать решения».

Во-вторых, интересной тактикой стало переключение повестки дискуссий о проблеме повышения пенсий с общефедеральных тем на лоббирование региональных интересов. По такому пути пошел врио главы Магаданской области Сергей Носов, предложивший «подготовить отзыв на проект федерального закона, учитывающий специфику области и предусматривающий исключение норм повышения пенсионного возраста для жителей районов Крайнего Севера». Тем не менее если такая тактика и дает ситуативный благоприятный эффект (таким был информационный резонанс вокруг заявления Носова), то в дальнейшем может вызвать серьезное неодобрение позиции губернатора Кремлем.

В-третьих, уровень протестных настроений в регионе и электоральных рисков для его главы в принципе слабо связан с высказываниями губернатора о «пенсионном» законопроекте. Колебания общественного мнения в связи с предстоящими изменениями в пенсионной системе носят общефедеральный характер, на губернатора общественность будет проецировать свою оценку действий властей в целом. Тем не менее главы регионов вполне могут частично переключить повестку в своих регионах на темы, которые близки социальным и возрастным группам, отличающимся высоким уровнем тревожности по поводу законопроекта - прежде всего гражданам предпенсионного возраста. К таким темам альтернативной повестки можно отнести, например, совершенствование системы здравоохранения. Вполне адекватно выглядят и крупные проекты (например, «Медицинский город», о котором говорил врио главы Тюменской области Александр Моор в ходе визита в Новый Уренгой), и текущая работа с местной проблематикой (так, врио главы Самарской области Дмитрий Азаров поднял вопросы завершения работ по строительству Нефтегорской Центральной районной больницы).  

Полный текст доклада АПЭК

Источник

Читайте также

12 января состоялся второй тур выборов президента Хорватии, по итогам которого действующий президент страны Зоран Миланович был переизбран еще на один срок с 74, 5% голосов, в то время как его соперник Драган Приморац набрал всего 25, 5%. Его победа была предсказуема, но внушительное число поданных за него голосов сделало эти выборы триумфом Милановича и поддержавшей его социал-демократической партии (СДП), указывают эксперты НОМ. Харизматичность Милановича и его умеренная позиция по отношению к России позволит Хорватии выйти на передний план в случае появления возможности переговоров между РФ и США по вопросу Украины, однако в стране, которая является парламентской республикой, президенту будет сложно преодолеть позицию парламента, который поддерживает НАТО в политических и военных вопросах, поясняют эксперты.

В 2025 году в более 19 странах мира назначены выборы разного уровня. Для читателей НОМ мы собрали даты проведения голосований до ноября, а также познакомили с ключевыми  сведениями об избирательных кампаниях.

В Хорватии предстоит второй тур выборов президента страны  - в первом туре, состоявшемся 29 декабря, ни один кандидат не смог набрать более 50% голосов. Действующий президент Зоран Миланович, известный своей критикой помощи Украине, набрал 49,09% голосов. Он выдвинулся как независимый кандидат, но его поддерживает левоцентристский альянс во главе с Социал-демократической партией (СДП). У его основного соперника, бывшего министра образования Драгана Примораца, формально беспартийного, но поддержанного Хорватским демократическим содружеством (ХДС) - 19,35%. Результаты выборов свидетельствуют о серьезных проблемах в партии ХДС, которая ориентируется на Европу и НАТО, отмечают эксперты НОМ, а проведение второго тура только поможет партии СДП усилить свои позиции перед муниципальными выборами весной 2025 года.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26