В Единый день голосования 13 сентября 2020 года в 83 субъектах Российской Федерации прошли свыше 9 тыс. избирательных кампаний. Граждане России выбирали депутатов и выборных лиц на всех уровнях: депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на дополнительных выборах, высших должностных лиц и депутатов органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, глав и депутатов органов местного самоуправления. Всего замещалось свыше 78 тыс. депутатских мандатов и выборных должностей.
Впервые в новейшей истории России проходили на протяжении трех дней: наряду с основным днем голосования 13 сентября 2020 г. также осуществлялось досрочное голосование, проводимое 11 и 12 сентября. Использование многодневного голосования на участках, а также иных форм голосования (выездное голосование, голосование на дому, голосование на придомовых территориях) обусловлено, в первую очередь, удобством для самих граждан. Возможность голосования в течение нескольких дней, успешно опробованная в ходе общероссийского голосования, по итогам социальных опросов поддержана абсолютным большинством опрошенных (такого мнения придерживаются 64% от всех участников опроса ВЦИОМа и 72% — от принявших участие в голосовании. Противоположной точки зрения придерживаются только 3% респондентов). Наряду с этим, в условиях, связанных с распространением коронавирусной инфекции, голосование в течение нескольких дней является эффективным решением.
Важным событием прошедшей кампании стала апробация новых перспективных технологий голосования, в т.ч. эксперимент по проведению электронного дистанционного голосования на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы в Курской области (одномандатный округ № 110) и Ярославской области (одномандатный округ № 194). В 59 субъектах Российской Федерации на выборах в Единый день голосования использовались технические средства подсчета голосов, в т.ч. 5 403 комплекса обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) В 60 субъектах Российской Федерации было применено видеонаблюдение.
Общественный контроль за голосованием осуществляли более 56 тыс. наблюдателей, направленных от системы общественных палат, 95,7 тыс. наблюдателей были назначены участвующим в выборах политическими партиями, 85,7 – самими кандидатами.
Оценивая ход избирательной кампании, процедуру голосования и подсчета голосов, подведение итогов и результаты выборов Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» констатирует:
1. Ход избирательной кампании продемонстрировал политическое многообразие и публичную состязательность кандидатов, партий, их предвыборных программ. Главной особенностью избирательного цикла ЕДГ – 2020 стала высокая политическая конкуренция на всех уровнях выборов, рост политической активности и расширение партийной палитры в год, предшествующий выборам депутатов Государственной Думы. Новые партии – дебютанты профессионально подошли к ведению избирательной кампании и, как показали результаты выборов в ряде регионов, смогли найти своего избирателя. На региональных выборах в бюллетенях было представлено рекордное число партийных списков в электоральной истории современной России – 8,4 в среднем на регион на выборах в законодательные собрания. Абсолютным рекордом партийного представительства в региональном законодательном собрании по итогам кампании стало прохождение 7 политических партий в Рязанскую областную Думу.
2. Ассоциацией «Независимый общественный мониторинг» была разработана и апробирована совершенно доступная для понимания любого гражданина и прозрачная по сути своей формула оценки легитимности избирательных кампаний – «прямая НОМ». Данный инструментарий предполагает использование электоральной статистики и методов социологической науки. «Прямая НОМ» основывается на трех последовательно полученных показателях и включает в себя данные социологических опросов на финише кампании, данные экзитполов непосредственно в ходе голосования и сами итоги выборов. Если показатели всех этих данных совпадают с минимальной погрешностью, выборы можно с уверенностью считать легитимными, а их результаты объективными и справедливо отражающими предпочтения избирателей.
3. Единый день голосования продемонстрировал успешные качественные изменения в организации и проведении выборов в Российской Федерации. Применение новых форм голосования позволило увеличить число избирателей, реализующих свое избирательное право. Отмеченные факты свидетельствуют об устойчивых позитивных трендах в системе политического представительства. Впервые в практике проведения современных российских выборов опробованы новые формы голосования в течение нескольких дней, в т. ч. голосование на избирательных участках, на дому и на придомовых территориях. Предложено новое платформенное решение при проведении дистанционного электронного голосования и голосования на цифровых участках. Опыт проведения выборов показал, что подобные новации, расширяющие фактические возможности участия граждан в голосовании, полностью оправдали себя и могут быть использованы и в дальнейшем, в т. ч. после нормализации санитарно-эпидемиологической ситуации в Российской Федерации.
4. Расширение масштабов применения новых форм голосования должно сопровождаться совершенствованием и закреплением в федеральном законодательстве дополнительных механизмов общественного контроля. Целесообразно совместно с федеральным законодателем и организаторами выборов совершенствовать формы и механизмы общественного контроля, с учетом особенностей проведения дистанционного голосования и голосования на цифровых участках.
C полным текстом доклада Ассоциации НОМ можно ознакомиться здесь.