Известно, что между Московской городской избирательной комиссией и ГБУ города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг» 19 декабря 2017 года было заключено соглашение, в соответствии с которым оказываются услуги по приему и обработке заявлений о включении избирателей в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента РФ на территории города Москвы. А также осуществляется передача информации, содержащейся в заявлениях, в специальную базу обработки с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
Однако текст самого соглашения не публиковался для всеобщего сведения, в связи с чем может вызвать вопросы сама возможность организации подобных мобильных пунктов. Этот вопрос отнюдь не праздный, учитывая внимание, которое проявляется к новому порядку голосования. Граждане должны быть уверены, что степень защищенности данных на мобильных пунктах ничуть не меньшая, чем на стационарных точках оказания государственных услуг.
Ряд вопросов связан с организацией работы подобных пунктов и координация их действий с МФЦ.
В частности, утвержденный ЦИК России «Порядок подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента РФ» предусматривает, что поданное гражданином заявление регистрируется в соответствующем журнале, а ведение такого журнала в МФЦ может осуществляться в электронном виде. Как будут учитываться поданные заявления, как будут вестись журналы – эти темы также требуют отдельных разъяснений.
Порядок заполнения заявления, подаваемого через МФЦ, определяется соглашением между избирательной комиссией соответствующего субъекта РФ и многофункциональным центром. Заявление может подаваться как на бумажном носителе, так и в машинописном виде с нанесенным на него машиночитаемым кодом. Не ясно, предусматривает ли соглашение Мосгоризбиркома с МФЦ возможность подачи заявлений в обоих видах.
Несомненным преимуществом МФЦ было внесение данных непосредственно в компьютер и изготовление заявления на основании внесенных данных. Подача же заявления в бумажном виде вызывает ряд проблем, в том числе точность внесения данных. Например, избиратель, подавший заполненное от руки бумажное заявление, получил отрывной талон и убыл. Проверить при вводе сведения с документа, запененного от руки, будет практически невозможно.
Согласно действующим правилам, в отрывном талоне заявления после его заполнения должен быть проставлен штамп МФЦ. Вызывает сомнение оснащение всех мобильных пунктов подобными штампами. Еще больше вопросов возникает в случае, если на мобильных пунктах будут предлагаться бланки заявлений с уже проставленными штампами: вопрос учета и хранения таких бланков – отдельная и серьезная тема.
Но самый проблемный вопрос, который на практике может вызвать наибольшие затруднения у избирателей - номер избирательного участка по месту нахождения и адрес помещения для голосования. В реальной жизни этот номер мало кто запоминает. И едва ли этот вопрос может быть оперативно выяснен в случае заполнения заявления в «мобильном пункте приема». Впрочем, возможно, и на этот вопрос у организаторов мобильных пунктов имеется свой продуманный ответ.
«Национальный общественный мониторинг» будет с интересом отслеживать работы «мобильных пунктов» московского МФЦ и по итогам планирует представить свои рекомендации.