Барометр НОМ – 23 августа

23.08.2018

Избирательные права граждан: проблемы и споры, вызвавшие общественный резонанс.

В фокусе общественного внимания – Екатеринбург. Ситуация с правонарушениями, прямо или косвенно связанными с выборами давно вышла за рамки городской повестки дня. Добавим местные избирательные споры в судах и версии политологов кто кого поддерживает – такая кампания просто не может не остаться незамеченной. Что может сравниться по привлекательности с обсуждением иска об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Екатеринбургской городской думы, выдвинутого региональным отделением «Российской партии пенсионеров за справедливость», поданного региональным отделением ЛДПР.
В остальном сохраняется тот же тихий тренд. Нарушений мало, они связаны с конкретными выборами в конкретных регионах. Куда больше интереса и обсуждения вызывает предполагаемый расход 100 млн. рублей на украшение избирательных участков в Москве.

Количество сообщений о возможных нарушениях избирательных прав граждан, агрегируемое порталом «Национального общественного мониторинга» за вчера и сегодня несколько превысило средний показатель за текущий месяц. Территориальная локализация приобретает устойчивый характер – наиболее активные «корреспонденты» находятся в Самарской, Ивановской областях и Алтайском крае. Но, как и в предшествующие дни, речь идет о единичных сообщениях.

В этой в принципе спокойной кампании поиск отдельных «активистов» под лозунгом, «что бы еще назвать нарушением» приводит к довольно забавным казусам. Например, за нарушение пытаются выдать такую листовку, предназначенную для распостранения среди избирателей.

Распространение информационных материалов о дне голосования на выборах Губернатора Алтайского края является одним из видов информирования избирателей, которое в силу пункта 1 статьи 45 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, средства массовой информации, физические и юридические лица. 

Таким образом, законом определен крайне широкий круг лиц, которые вправе, а некоторые из них обязаны, распространять такие информационные материалы. Наделены таким правом и управляющие компании Барнаула, поскольку они являются юридическими лицами, а также их сотрудники как физические лица. 

В содержательном плане в материале отсутствуют признаки предвыборной агитации, а также какая-либо информация о кандидатах. Информирование в одном материале о дне голосования на выборах и организованных в связи с совпадением дня голосования с днем города праздничных мероприятий, конкурсов и других мероприятий, не связанных с результатами голосования, не запрещено законом и очевидно направлено на привлечение избирателей к участию в выборах, что соответствует целям информирования избирателей.

 

Национальный общественный мониторинг продолжает сбор информации и ее проверку.

 

Читайте также

«Избирательная кампания в парламент Венгрии, выборы по которой назначены на 3 апреля, еще не началась, однако венгерские политические силы начали подготовку к выборам задолго до объявления даты. В конце 2020 года главные оппозиционные силы приняли декларацию об объединении своих усилий и координации действий на выборах 2022 года. Это единство оппозиции и станет главной особенностью предстоящих парламентских выборов», - считает венгерский политолог, юрист, эксперт НОМ Гилиан Дьердь. В своей колонке эксперт разбирает политический фон накануне непростой избирательной кампании.

Последние в январе 2022 года местные выборы назначены в республиках Крым и Саха (Якутия), Краснодарском и Красноярском краях, а также в Вологодской области. По четырём кампаниям будут избраны главы сельских поселений, по двум – депутаты в органы местного самоуправления. Региональные эксперты НОМ традиционно проводят мониторинг кампаний и сообщают о первых наблюдениях.

В среду Госдума приступит к рассмотрению поправок в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», разработанный, как указано в Пояснительной записке «в целях обеспечения реализации принципа единства системы публичной власти, повышения эффективности органов местного самоуправления и укрепления их финансовой обеспеченности». Эксперт НОМ, профессор Самарского университета, член областной Общественной палаты Виктор Полянский в своей колонке размышляет, почему необходимость поменять систему МСУ назрела давно.