Как выяснилось, председатель ЦИК получила информацию о том, «что на участке присутствовал наблюдатель от «Единой России», работающий в местной администрации. В итоге Памфилова потребовала наказать виновных в направлении на избирательный участок области наблюдателя, который является чиновником. «Надо все партии и администрации предупредить, что глав администраций, людей, занимающих какие-то должности, не имеют партии права делегировать как наблюдателей. Если это выявится, жестко будем наказывать, тем более к партии власти у нас всегда тройной счет», - подчеркнула глава Центризбиркома.
В целом справедливый посыл главы Центризбиркома, тем не менее, вызывает ряд вопросов.
Во-первых, что имела в виду Элла Памфилова под «партией власти»? Как известно, такой партии в Российской Федерации не зарегистрировано. Если речь идет об органах государственной власти и местного самоуправления – они не имеют права направлять наблюдателей на избирательные участки. Если речь об имеющей парламентское большинство партии «Единая Россия», то на выборах Президента Российской Федерации она не является избирательным объединением, выдвигавшим кандидата. Соответственно, она не может самостоятельно осуществлять никаких действий в рамках избирательного процесса – в том числе и направлять на участки наблюдателей. И избирательная комиссия может допустить присутствие в помещении для голосования таких лиц только в одном случае – если они пришли на них проголосовать, т.е. в качестве избирателей. Или – если они направленны на участок субъектом избирательного процесса, имеющим на это законное право.
Во-вторых, в отечественном законодательстве, как это ни странно, не используется понятие «чиновник». Есть государственные и муниципальные служащие.
В свою очередь законом определен круг лиц, которые не могут быть назначены наблюдателями. К ним отнесены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов РФ, главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, а также члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
То есть под ограничения попадают не все поголовно государственные и муниципальные служащие, а только находящиеся в непосредственном подчинении лиц, попадающих под ограничения. Кто из их находится в непосредственном подчинении – определяется соответствующими нормативными актами и должностными регламентами. И в каждом регионе, муниципальном образовании, конкретной властной структуре они могут отличаться.
Например, в муниципальном округе Автово (г. Санкт-Петербург) в непосредственном подчинении у Главы Администрации находятся два заместителя главы местной администрации, главный бухгалтер, работники организационно-технического отдела, и два муниципальных служащих, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. И все.
Конечно, тотальное ограничение права государственных и муниципальных служащих на участие в наблюдении на выборах удобно. Но оно не соответствует букве закона и умаляет права государственных и муниципальных служащих на их участие в общественном контроле за выборами в личном качестве и вне исполнения ими своих должностных обязанностей.
Между тем, проблема есть, и она серьезная. По закону, полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении. А оно, как известно, выдается либо зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, либо политической партией, либо общественной палатой. В направлении не указывается место работы наблюдателя, но делается запись об отсутствии предусмотренных законом ограничений. Стало быть, обязанность проверки возлагается на направляющее наблюдателя лицо, которое на практике не может знать всех нюансов служебной иерархии и по незнанию нарушить требование закона.
В свою очередь и члены избиркома, увидев «чиновника» на избирательном участке, могут неверно оценить ситуацию и потребовать его удаления. Налицо риск возникновения конфликтных ситуаций, снижающих легитимность выборов.
«Национальный общественный мониторинг» - для устранения всех возможных избирательных споров, связанных с назначением наблюдателей, - предлагает избирательным комиссиям субъектов РФ запросить в соответствующих администрациях (а территориальным избирательным комиссиям – в органах местного самоуправления) списки должностей государственной и муниципальной службы, находящихся в непосредственном подчинении высших должностных лиц субъектов РФ и глав местных администраций. Это заметно упростит процедуру проверки при внесении лиц в реестр имеющих право присутствовать в помещении для голосования.