https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26

Эксперт НОМ о законности процедур общероссийского голосования

07.05.2020

Эксперт Независимого общественного мониторинга, практикующий юрист Гарегин Митин в авторском материале проанализировал ключевые этапы формирования правовой базы для голосования по поправкам, а также разъяснил, почему оно является уникальной плебисцитарной процедурой.

"Во-первых, к процедуре общероссийского голосования нельзя подходить с меркой Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку в данном случае не идёт речи о выборах или референдуме. Общероссийское голосование является плебисцитарной процедурой независимой от двух последних.

Во-вторых, одновременно принципы проведения общероссийского голосования идентичны принципам выборов: всеобщее равное и прямое волеизъявление при тайном голосовании, свободное и добровольное участие в голосовании, открытость (гласность) (части 7, 8 и 9 статьи 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»). Руководствуясь указанными принципами, организаторы общероссийского голосования обязаны обеспечить гражданам, указанным в части 6 статьи 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», возможность участвовать в общероссийском голосовании всеми возможными правовыми средствами.

В-третьих, в отличие от процедур выборов и референдума, правовое регулирование которых выглядит привычным в силу длительного применения, отношения по проведению общероссийского голосования согласно пункту 1 части 15 статьи 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» должны регулироваться нормативным актом ЦИК России.

Порядок общероссийского голосования утвержден постановлением Комиссии от 20.03.2020 № 244/1804-7. Проект данного документа обсуждался в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации и экспертном сообществе. Как видно, процедура его принятия была полностью соблюдена.

Таким образом, надлежащие правовые средства, обеспечивающие участие граждан в общероссийском голосовании, должны содержаться не только в Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», но и указанном порядке.

ЦИК России, руководствуясь принципами общероссийского голосования, в своем порядке предусмотрела институты: досрочного голосования, дистанционного голосования, голосования вне помещения для голосования и голосования на предприятиях с непрерывным циклом работы (разделы 5, 9 и 10 Порядка). Надежность и правовая эффективность указанных процедур, гарантирующих реализацию права граждан на участие в голосовании, подтверждена их применением в избирательном процессе, где их наличие не вызывает сомнений.

В-четвертых, сложившаяся ситуация в мире и России, обусловленная пандемией, не позволяла провести общероссийское голосование в срок, определенный пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 17.03.2020 № 188 «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» (далее – Указ о назначении общероссийского голосования) в первоначальной редакции.

Части 2, 3 и 4 статьи 2 Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» не связывают проведение общероссийского голосования с какой-либо определенной датой (или днем) или временным периодом. Логично, что в отсутствие экстраординарных обстоятельств изменения в Конституцию России, принятые Федеральным Собранием, должны были быть внесены как можно быстрее, поскольку они связаны и со стабильной работой органов публичной власти, и с новыми гарантиями прав человека и гражданина. Но, к сожалению, обстоятельства текущего момента носят чрезвычайный характер.

Поскольку Президент России иным образом не ограничен в возможности внесения изменений в Указ о назначении общероссийского голосования, дата его проведения была фактически отложена на срок прекращения обстоятельств, препятствующих проведению голосования. На эти обстоятельства указывается в преамбуле Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 205 «О переносе даты общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации».

Юридико-технически прежняя дата была исключена из текста и замена подобающей формулировкой о принятии отдельного указа (абзац второй пункта 1 Указа Президента Российской Федерации «О переносе даты общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации»). При этом сама по себе формулировка наименования упомянутого Указа Президента России от 25.03.2020 № 205 может быть истолкована исключительно в увязке с его содержанием с учетом законодательно установленного полномочия Президента России по назначению даты проведения общенародного голосования.

Поскольку дата проведения общенародного голосования была отложена на неопределенный срок, ЦИК России была вынуждена приостановить проведение всех организационных мероприятий (постановление от 27.03.2020 № 245/1815-7). Данные мероприятия не могут осуществляться в отсутствие четко установленных сроков, а ЦИК России и иные избирательные комиссии не были наделены правом назначения даты общероссийского голосования. При этом избирательные комиссии всех уровней, задействованные в проведении общероссийского голосования, обязаны сохранить результаты подготовки, имеющиеся у них по состоянию на текущий момент", - поделился мнением эксперт НОМ Гарегин Митин. 

Читайте также

Единый день голосования в сентябре является одновременно завершением предыдущего электорального цикла и началом нового. Эксперты в ходе круглого стола ЭИСИ высказали, в частности, прогнозы о большой вероятности переизбрания практически всех губернаторов, которые идут на второй срок: голосование может продемонстрировать более высокий уровень доверия главам регионов, нежели в 2023 году. Что касается партий, то по сравнению с 2023 годом «Справедливая Россия-За Правду» теряет привлекательность для избирателей и имеет рейтинг в 3%, «Новые Люди», напротив находятся на подъеме и за них готовы голосовать 8% избирателей, «Единая Россия» стабильно остается лидером симпатий избирателей — ей на старте кампании по региональным выборам готовы отдать голоса 42% опрошенных ВЦИОМ. Рейтинги партий, общественный запрос и прогнозы к выборам в сентябре обсудили участники круглого стола ЭИСИ в четверг. 

Парламентские выборы в Хорватии формально завершились победой партии премьер-министра Андрея Пленковича «Хорватское демократическое содружество» (ХДС), однако, как отмечают аналитики, результат оппозиции, скандалы, на фоне которых прошла кампания и рост антизападных настроений позволяют говорить о том, что явного лидера в новоизбранном парламенте нет. Проблемой для ХДС станет и то, что, получив 60 мандатов, она потеряла возможность формировать правительство в одиночку. Главные итоги кампании проанализировали эксперты НОМ в материале.

17 апреля в Хорватии состоятся парламентские выборы, в ходе которых будет избран Сабор – однопалатный парламент Хорватии. Особенностью формирования парламента страны являются отдельные избирательные округа, где борьба идет за мандаты для национальных меньшинств. Эксперты НОМ оценили шансы на победу разных партий и проанализировали возможное изменение взглядов Хорватии на экспансию НАТО на Восток после выборов.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26