Эксперт НОМ о законности процедур общероссийского голосования

07.05.2020

Эксперт Независимого общественного мониторинга, практикующий юрист Гарегин Митин в авторском материале проанализировал ключевые этапы формирования правовой базы для голосования по поправкам, а также разъяснил, почему оно является уникальной плебисцитарной процедурой.

"Во-первых, к процедуре общероссийского голосования нельзя подходить с меркой Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку в данном случае не идёт речи о выборах или референдуме. Общероссийское голосование является плебисцитарной процедурой независимой от двух последних.

Во-вторых, одновременно принципы проведения общероссийского голосования идентичны принципам выборов: всеобщее равное и прямое волеизъявление при тайном голосовании, свободное и добровольное участие в голосовании, открытость (гласность) (части 7, 8 и 9 статьи 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»). Руководствуясь указанными принципами, организаторы общероссийского голосования обязаны обеспечить гражданам, указанным в части 6 статьи 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», возможность участвовать в общероссийском голосовании всеми возможными правовыми средствами.

В-третьих, в отличие от процедур выборов и референдума, правовое регулирование которых выглядит привычным в силу длительного применения, отношения по проведению общероссийского голосования согласно пункту 1 части 15 статьи 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» должны регулироваться нормативным актом ЦИК России.

Порядок общероссийского голосования утвержден постановлением Комиссии от 20.03.2020 № 244/1804-7. Проект данного документа обсуждался в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации и экспертном сообществе. Как видно, процедура его принятия была полностью соблюдена.

Таким образом, надлежащие правовые средства, обеспечивающие участие граждан в общероссийском голосовании, должны содержаться не только в Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», но и указанном порядке.

ЦИК России, руководствуясь принципами общероссийского голосования, в своем порядке предусмотрела институты: досрочного голосования, дистанционного голосования, голосования вне помещения для голосования и голосования на предприятиях с непрерывным циклом работы (разделы 5, 9 и 10 Порядка). Надежность и правовая эффективность указанных процедур, гарантирующих реализацию права граждан на участие в голосовании, подтверждена их применением в избирательном процессе, где их наличие не вызывает сомнений.

В-четвертых, сложившаяся ситуация в мире и России, обусловленная пандемией, не позволяла провести общероссийское голосование в срок, определенный пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 17.03.2020 № 188 «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» (далее – Указ о назначении общероссийского голосования) в первоначальной редакции.

Части 2, 3 и 4 статьи 2 Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» не связывают проведение общероссийского голосования с какой-либо определенной датой (или днем) или временным периодом. Логично, что в отсутствие экстраординарных обстоятельств изменения в Конституцию России, принятые Федеральным Собранием, должны были быть внесены как можно быстрее, поскольку они связаны и со стабильной работой органов публичной власти, и с новыми гарантиями прав человека и гражданина. Но, к сожалению, обстоятельства текущего момента носят чрезвычайный характер.

Поскольку Президент России иным образом не ограничен в возможности внесения изменений в Указ о назначении общероссийского голосования, дата его проведения была фактически отложена на срок прекращения обстоятельств, препятствующих проведению голосования. На эти обстоятельства указывается в преамбуле Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 205 «О переносе даты общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации».

Юридико-технически прежняя дата была исключена из текста и замена подобающей формулировкой о принятии отдельного указа (абзац второй пункта 1 Указа Президента Российской Федерации «О переносе даты общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации»). При этом сама по себе формулировка наименования упомянутого Указа Президента России от 25.03.2020 № 205 может быть истолкована исключительно в увязке с его содержанием с учетом законодательно установленного полномочия Президента России по назначению даты проведения общенародного голосования.

Поскольку дата проведения общенародного голосования была отложена на неопределенный срок, ЦИК России была вынуждена приостановить проведение всех организационных мероприятий (постановление от 27.03.2020 № 245/1815-7). Данные мероприятия не могут осуществляться в отсутствие четко установленных сроков, а ЦИК России и иные избирательные комиссии не были наделены правом назначения даты общероссийского голосования. При этом избирательные комиссии всех уровней, задействованные в проведении общероссийского голосования, обязаны сохранить результаты подготовки, имеющиеся у них по состоянию на текущий момент", - поделился мнением эксперт НОМ Гарегин Митин. 

Читайте также

На этой неделе общественные штабы по наблюдению за выборами провели свои первые заседания в Удмуртии, Северной Осетии-Алании, Карелии, Тамбовской, Волгоградской и Калининградской областях, а также в Пермском крае. В состав штабов вошли авторитетные юристы, представители СМИ, эксперты в сфере избирательного права и процесса и политологи. В дайджесте новостей за неделю мы рассказываем о планах работы штабов в период электорального цикла ЕДГ.

В регионах завершается этап выдвижения кандидатов на выборах высших должностных лиц. По данным ЦИК России на 29 июня, на должность ВДЛ претендуют 64 кандидата, 14 из которых выдвинуты политическими партиями и 4 - в порядке самовыдвижения. На площадке круглого стола ЭИСИ эксперты отметили: несмотря на давление «коллективного Запада», политическая жизнь в стране протекает в нормальном ключе и конкурентные сентябрьские выборы будут её неотъемлемой частью.

В материале для газеты Взгляд эксперт НОМ, политолог Сергей Юхин подчеркнул, что эволюция избирательной системы России – это не прихоть политиков, это историческая необходимость, связанная с устойчивостью государственной системы в условиях агрессии недружественных стран против нашей Родины. "Коллективный Запад» делает все возможное, чтобы подорвать доверие россиян к выборам, к власти как таковой и вкладывает в эту деструктивную деятельность огромные средства. Цель проста – разрушить российскую государственность и уничтожить наш суверенитет", - убеждён политолог.