Эксперт НОМ о том, зачем ходить на выборы

08.09.2021
Доктор политических наук, председатель Общественной палаты Тамбовской области Владимир Пеньков

Вопрос "зачем надо ходить на выборы?" в тех или иных коннотациях звучит сегодня довольно часто. А, действительно: зачем?

Начнём с самого явления, обозначаемого словом "выборы". Для одних — это рутинная норма гражданского поведения. Мол, наши отцы и деды регулярно ходили голосовать и нам негоже ломать традицию. Пришёл, не думая черкнул в бюллетене, да и пошёл домой обедать.

Для других - некое сакральное действо, став участником которого человек имеет возможность повысить свою самооценку.
Для меня это ни то, ни другое.

Да, выборы - это управляемый конфликт. Где регулятором выступает закон, а предметом конфликта является соперничество партий, политических фигур, программ, ресурсов, статусов, амбиций (нужное ещё добавьте по вкусу...).

В моём понимании выборная процедура чем-то схожа с наймом на работу. Да-да, губернаторы, и депутаты - это, своего рода наёмные работники, которым суверен (многонациональный народ) делегирует свои властные полномочия.

Участвуя в выборах, в нынешнем случае - депутатов Государственной Думы, мы нанимаем себе на работу тех, кто, по сути, обязан реализовывать доминирующие общественные интересы, умело использовать ресурсы представительной власти.

Полчаса, потраченные на поход на избирательный участок, убеждён, дают право каждому проголосовавшему требовать от своего избранника реализации заявленной программы, критиковать депутата в том случае, если он или она предадут забвению интересы электората. Механизмы поствыборного воздействия есть. Только надо их знать и уметь пользоваться.

Как-то так сложилось, что в общественное мнение годами внедряется "презумпция виновности" избирательной системы. Приходится слышать, что всё уже решено заранее, что всё будет подтасовано в интересах определённых политических сил. Я с этим не согласен.

Скажу лишь, что и здесь есть инструмент повышения доверия к процедуре выборов. Это общественное наблюдение. Как показывает практика, там, где активные граждане обеспечивают общественный контроль за всеми этапами выборов, там и легитимность их значительно выше. Главное рядовому избирателю понять: не мы для выборов, а выборы для нас.

Быть активным гражданином весьма хлопотное дело. По себе знаю.

Но другого пути "найма на работу" депутатов иначе чем через процедуру выборов нет.

И этот шанс 17-19 сентября необходимо использовать.
Читайте также

Наметилась заданность на становление местного самоуправления как инструмента для каждого жителя. Поэтому депутаты, представляющие партии, должны получать мандат доверия непосредственно от каждого избирателя. Такую позицию в связи с принятием в первом чтении законопроекта о местном самоуправлении обозначил профессор Самарского университета, член Общественной палаты Самарской области Виктор Полянский. В своей колонке эксперт НОМ приводит аргументы, почему представители партий должны избираться в органы местного самоуправления на мажоритарной основе.

Депутаты Государственной думы РФ на пленарном заседании в среду в первом чтении приняли поправки в избирательное законодательство в части проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) на выборах. Авторы законопроекта ранее отмечали, что технология очень востребована избирателями, и поэтому необходимо установить в законе единые принципы и параметры проведения ДЭГ. Ко второму чтению эксперты НОМ рекомендуют доработать законопроект с точки зрения общественного наблюдения.

«Избирательная кампания в парламент Венгрии, выборы по которой назначены на 3 апреля, еще не началась, однако венгерские политические силы начали подготовку к выборам задолго до объявления даты. В конце 2020 года главные оппозиционные силы приняли декларацию об объединении своих усилий и координации действий на выборах 2022 года. Это единство оппозиции и станет главной особенностью предстоящих парламентских выборов», - считает венгерский политолог, юрист, эксперт НОМ Гилиан Дьердь. В своей колонке эксперт разбирает политический фон накануне непростой избирательной кампании.