Эксперт НОМ: «Работа по тиражированию фейков о выборах – это игра в долгую»

21.12.2021

Эксперт НОМ, кандидат социологических наук Антон Лукаш рассказал, какие формы дискредитации выборов применялись в Волгоградской области в этом году и как в дальнейшем им противостоять с учётом новых вызовов и опыта экспертного мониторинга.

Следует начать с того, что выборы в Волгоградской области проходили при высокой степени конкурентности. Избирателю представлен весь политический спектр, зарегистрированы 33 кандидата от 10 политических партий, партийный список представлен 14 партиями. В регионе работали 46 ТИК и 1464 постоянных УИК, где приняты все меры по обеспечению безопасности, в том числе санитарно-эпидемиологической. Явка избирателей в Волгоградской области составила 64,96%, список лидеров таков: ЕР – 58,44%, КПРФ –14,76%, ЛДПР – 11,12%, СРЗП – 5,77%. По всем одномандатным округам победили кандидаты ЕР.

Все участки были закрыты наблюдением – подготовлено около 4000 тысяч наблюдателей, включая изучение технологий предотвращения нарушений и разоблачения фейков на выборах. Работал Центр общественного наблюдения (ЦОН), штаб контроля за выборами, Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ), Корпус «За Чистые выборы» (КЗЧВ), представители 24 НКО на основании соглашений с Общественной палатой, партиями занимались общественным контролем выборов, налажено взаимодействие с Волгоградским союзом журналистов. В Центре общественного наблюдения была установлена видеостена с онлайн-трансляцией с избирательных участков - за три дня более 200 экспертов приняли участие в работе площадки видеонаблюдения. Мониторинг на избирательных участках в Волгоградской области осуществляли Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области Валерий Ростовщиков и представитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Борис Пилипейко.

Особенности прошедших выборов.

Первое. Активные попытки отдельных зарубежных политических сил, иностранных агентов вмешаться в выборы, делегитимизировать их. Показательны «доклады» и «резолюции» Европарламента о заведомой возможности непризнания результатов голосования граждан России. Парировано было широкими разъяснениями со стороны НОМ, активным участием независимых международных экспертов и наблюдателей, обеспечивших объективный контроль и оценку на соответствие демократическим стандартам. В Волгоградской области работали 5 представителей международного сообщества, состоялось проведение совместного круглого стола с экспертами НОМ, представителями Общественной палаты и ЦОН. В ходе мероприятий, где обсуждались промежуточные итоги мониторинга выборов, организации избирательного процесса была дана позитивная оценка. 

Второе. Гибридное объединение представителей отадельных партий, иноагентов и бывших сотрудников экстремистских организаций с использованием статусов членов избиркомов (УИК, ТИК, ИКВО), наблюдателей для, по сути, политической борьбы и дестабилизации обстановки, что ничего общего не имело с правозащитной деятельностью или общественным контролем.

Третье. Произошло «боевое слаживание» общественников, экспертов, СМИ, представителей социальных медиа, которые, руководствуясь объективной информацией, получили возможность активно выступать и защищать факты.

В регионе 12 экспертов Независимого общественного мониторинга, представители Корпуса «За Чистые выборы», более 30 человек преподавателей и студентов ведущих ВУЗов и ССУЗов, были сформированы группы юристов, IT-специалистов и политологов, что позволило полноценно мониторить медиа среду и обеспечить достаточную для подавления фейков плотность информации в СМИ, включая прямые эфиры и в социальных медиа. Модель наблюдения включала четыре направления: видеонаблюдение, наблюдение на местах, публичная экспертиза и мониторинг медиасферы. Весь массив текущей информации проверялся и верифицировался: сигналы о возможных нарушениях, информация о незначительных проблемах, которые удалось решить на месте, фейковые сообщения и фиксация подтвердившихся нарушений. В итоге сформирована среда, крайне неудобная как для провокаторов, так и для нарушителей - система профилактики. Наблюдательским сообществом было выявлено и освещено два нарушения избирательного законодательства, которые пресечены, материалы направлены в правоохранительные органы.

Мы видели и разоблачали попытки практически всех технологий фейкотворчества: построение системы фальшжалоб по заранее заготовленным формам; работа организационно-информационных площадок для распространения дезинформации (деятельность ангажированных СМИ и тролль-ферм для распространения и поддержки фейков, попыток давления на общественников и власть; акции солдат «художественных войск» - провокаторов. С созданных «под задачу» информационных площадок под девизом «шок-контент» шёл поток фейков, фотографий, видео и аудио записей, нечетких, не привязанных к месту и времени, к ситуации, лишенных авторства, вообще из других регионов. В Волгоградской области показательны провокационные случаи якобы «задержания», «удаления с участка», попытки нахождения на участке с подозрением на covid, жалобы не по существу, надуманные конфликты таких лиц, а также незаконная агитация со стороны представителя одной партии в отношении кандидата другой партии, очевидно в рамках «умного голосования». При этом представители протестных «наблюдателей» не использовали возможность участия в видеонаблюдении, действия (бездействие) избиркомов не обжаловались в течение трех дней голосования, была практика неявки на подведение итогов активных «протестунов».

Выборы характеризовались новым явлением – в обществе возникает иммунитет ко лжи и популизму, чему способствовала открытость и активная информационная работа ЦИК России, Избирательной комиссии Волгоградской области, качественная и понятная нормативная база выборов, удобство трехдневного голосования, снимающего избыточное напряжение на участках. Эффективны открытые и в прямом эфире доклады НОМ, Фонд исследования проблем демократии, ученых, в которых с фактами разбиралась текущая ситуация и давался ответ на внешние и внутренние вызовы, вырабатывались реальные прогнозы о действиях заказчиков и исполнителей провокаций с целью делегитимации выборов. В регионе экспертами НОМ во взаимодействии с Общественной палатой и штабом проведено не менее 12 широких аналитических и медиа сессий по обсуждению и комментированию в СМИ, соцсетях федеральных докладов, осуществлялось межрегиональное взаимодействие по линии НОМ и общественных палат республик Коми и Татарстана, ЯНАО и Краснодара. Особенный интерес и пользу принесло обсуждение докладов «Фейк-прогноз», где были верно определены и проанализированы технологии лжи, «Конкурентность выборов», где с цифрами доказан рост конкуренции, «Технологии делегитимации выборов», где названы акторы и методики провокаций.

В целях дальнейшего развития системы защиты избирательных прав граждан, полагаю важным следующее.

Целесообразна проработка юридических ограничений и ответственности в отношении создателей и распространителей недостоверной информации в сфере выборов. Необходимо учитывать высокую степень и характер общественной опасности такой деятельности (очевидны предумышленные вредоносные действия в таких ключевых сферах общественных отношений как суверенитет и конституционный строй), затрагивающей широкий круг людей, влекущей негативные последствия, социальную рознь, репутационный или социально значимый ущерб.

Стоит подумать об электоральной молодежной политике, формирующей критическое конструктивное мышление, основанное на работе с фактами, правовую культуру и гражданскую осознанность молодых и будущих избирателей.

Возможно и создание обучающих курсов электоральной журналистики и блогинга – накоплен богатейший практический и интересный материал в сфере электоральных процессов.

Автор: член Общественной палаты Волгоградской области, член Исполкома движения «Корпус «За чистые выборы», кандидат социологических наук Антон Лукаш.


Читайте также

Наметилась заданность на становление местного самоуправления как инструмента для каждого жителя. Поэтому депутаты, представляющие партии, должны получать мандат доверия непосредственно от каждого избирателя. Такую позицию в связи с принятием в первом чтении законопроекта о местном самоуправлении обозначил профессор Самарского университета, член Общественной палаты Самарской области Виктор Полянский. В своей колонке эксперт НОМ приводит аргументы, почему представители партий должны избираться в органы местного самоуправления на мажоритарной основе.

Депутаты Государственной думы РФ на пленарном заседании в среду в первом чтении приняли поправки в избирательное законодательство в части проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) на выборах. Авторы законопроекта ранее отмечали, что технология очень востребована избирателями, и поэтому необходимо установить в законе единые принципы и параметры проведения ДЭГ. Ко второму чтению эксперты НОМ рекомендуют доработать законопроект с точки зрения общественного наблюдения.

«Избирательная кампания в парламент Венгрии, выборы по которой назначены на 3 апреля, еще не началась, однако венгерские политические силы начали подготовку к выборам задолго до объявления даты. В конце 2020 года главные оппозиционные силы приняли декларацию об объединении своих усилий и координации действий на выборах 2022 года. Это единство оппозиции и станет главной особенностью предстоящих парламентских выборов», - считает венгерский политолог, юрист, эксперт НОМ Гилиан Дьердь. В своей колонке эксперт разбирает политический фон накануне непростой избирательной кампании.