https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26

Эксперт о поправках в закон о ДЭГ: «Многие из изменений давно ожидаемы»

11.03.2022

Заслуженный юрист РФ, профессор Российского института управления РАНХиГС Сергей Юсов в экспертном материале прокомментировал ключевые и самые дискуссионные изменения в законопроекте об онлайн – голосовании, принятом Госдумой во втором чтении накануне. «Многие из изменений давно ожидаемы», - подчеркнул эксперт НОМ.

«Многие из изменений давно ожидаемы. То, что проект закона о дистанционном электронном голосовании оброс многочисленными инновациями, у меня удивления не вызвало. Такое было уже много раз. Но сейчас, из дискуссионных долгих ящиков извлекли давно назревшее, хотя и ушедшее из самой спорной повестки.

Уточненные правила ДЭГ логично дополнены закреплением возможности формировать электронный список избирателей. Очень важное дополнение, которое будет ещё одним препятствием для желающих подправить волеизъявление граждан на уровне УИК. Кстати, в Казахстане, работая в миссии международного наблюдения, я впервые увидел такие списки еще в конце нулевых годов.

О необходимости муниципальных, да и окружных комиссий, споры идут не менее 15 лет. После того, как территориальные комиссии стали формироваться на постоянной основе на четыре года, а потом и на 5 лет, а их председатели в большинстве регионов стали работать профессионально, чаще всего в аппарате региональных избиркомов на них и возлагались обязанности муниципальных и окружных комиссий. Редкие попытки создать параллельно муниципальную комиссию чаще всего выдавали желание местных элит облегчить получение мандатов в представительных органах МСУ. Конечно, о муниципальных комиссиях в крупнейших городах с районным делением надо бы еще подумать, ведь там территориальные избиркомы функционируют на районном уровне.

Самые большие споры, конечно, будут вокруг чисто российского института членов комиссий с правом совещательного голоса. Их существование выглядело как-то аргументировано во времена формирования системы политических партий, когда большинство кандидатов были «самовыдвиженцами». Сейчас ситуация прямо противоположная, и, что важно, представители партий уже есть в составах комиссий всех уровней. И статус у них более основательный- член комиссии с правом решающего голоса. Но сохранение института на уровне региона и в ЦИК России, как переходный, следует поддержать. На этих уровнях – это действенный инструмент защиты прав избирателей и электоральных интересов партий, которые смогли провести своих представителей в законодательные органы власти.

Замечу - очень хорошо, что именно на федеральном уровне изменения вносятся сразу в четыре системообразующих закона, создающих нормативную базу для проведения выборов и референдумов. А вот региональным законодателям и избирательным комиссиям предстоит теперь большая работа для приведения в соответствие всего свода правил подготовки и проведения выборов на уровне субъекта Российской Федерации. Кстати, и здесь может и должно быть востребовано мнение экспертов».

Читайте также

После 21 мая 2024 года легитимность главы украинского государства  Владимира Зеленского под вопросом – в законодательстве страны есть правовой пробел, связанный с неурегулированностью вопроса перехода властных полномочий при проведении выборов, отмечают эксперты ЭИСИ. При этом точку в вопросе о его легитимности при условии соблюдения хоть каких-то демократических процедур должен был поставить Конституционный суд Украины, но его никто не запрашивал – вместо этого заявление о легитимности Зеленского делает еврочиновник. Впрочем, Запад подходит к этому вопросу с точки зрения целесообразности и закрывает глаза на нарушение законодательства – Украина в ее нынешнем виде выгодна Западу как площадка для ведения прокси-войны с Россией, указывают эксперты.

Институт президентской власти во многих государствах СНГ сталкивается с серьёзными вызовами внешнего вмешательства – США и их сателлиты пытаются подорвать доверие к неугодным главам государств через непризнание выборов, проходящих в их странах. В этой связи вопрос защиты электорального суверенитета и создания новых деполитизированных наблюдательских институтов стоит особенно остро. Об этом говорили участники международной конференции «Институт президентской власти в странах СНГ», проходящей сегодня в Санкт-Петербурге.

29 мая в Южно-Африканской Республике состоятся всеобщие выборы в Национальную ассамблею, а также в законодательные органы провинций. По прогнозам экспертов НОМ, правящий Африканский национальный конгресс (АПК) может впервые за 30 лет не получить большинства голосов, а значит, потерять контроль над предстоящими выборами президента, который избирается парламентом. Подробнее о ходе кампании и особенностях избирательной системы страны – в обзоре НОМ.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26