Эксперт: в российском обществе – консенсус легитимности

14.09.2021
Политолог, эксперт НОМ (г. Севастополь) Сергей Юхин:

Российская избирательная система развивается, становится более человекоориентированной и комфортной, привлекает всё больше граждан к общественно-политической жизни страны. И если раньше бытовал постулат о том, что высокая явка снижает результат властных партий и кандидатов и является инструментом оппозиции, то теперь это рудиментарное мнение – власть стала главным провайдером активного вовлечения россиян в избирательные процессы.

Так для чего обычному гражданину идти на выборы, а власти поддерживать подобную активность?

Для избирателя выборы - это возможность влиять на качество своей жизни, на окружающую действительность, на комфорт своих городов и поселков – ведь депутаты различных уровней решают эти вопросы во время своей каденции на различных уровнях власти. В конце концов, депутат – это человек, к которому можно обратиться за помощью и для решения насущных вопросов. Поэтому участие в выборе качественного депутата это не только гражданский долг, но и личный интерес избирателя.

Кроме того, активное участие граждан в выборах развивает гражданское общество, делает его более демократичным, открытым и прогрессивным. Думаю, в этом заинтересован каждый россиянин.

Для власти эти процессы не менее важны. В условиях непрекращающегося давления коллективного Запада на избирательную систему России, на государственные институты и на саму государственность, во главу угла становится доверие граждан к процессу и результату выборов. Вовлеченность избирателей, высокая явка являются одними из важнейших инструментов легитимации выборов и гарантом устойчивости общественно-политической системы. Задача не просто провести честные и прозрачные выборы, но и сохранить нашу государственность под мощными ударами из-за рубежа, которые, как показывает нам опыт Украины и Белоруссии, могут привести к гражданским волнениям, конфликтам, переворотам и даже войне. Этого мы допустить никак не можем.

В связи с этим у общества и власти создается общественный договор, консенсус по поводу выборов – гражданин обязуется ради сохранения государства и ради повышения качества собственной жизни участвовать в выборах, а власть берет на себя обязательства проводить выборы в рамках закона, честно и без значительных нарушений.

Именно из этих общих задач и сформировался запрос на создания ряда условий и электоральных инструментов.

Во-первых, в России был создан уникальный институт общественного наблюдения, аналогов которому нет ни в одной стране, которые принято называть демократическими. На предстоящих выборах следить за честностью избирательного процесса будут порядка полумиллиона (!) наблюдателей. Только представьте себе – целая армия! И это, не считая аккредитованных журналистов и корпуса электоральных экспертов.

Во-вторых, развивается система видеонаблюдения, которая позволяет всем акторам избирательного процесса иметь доступ к трехдневному наблюдению и видеоархивам.

В-третьих, для привлечения максимального количества избирателей, разработаны новые комфортные формы голосования – система «Мобильный избиратель» и дистанционное электронное голосование. Эти системы особенно эффективны и безопасны в период пандемии коронавируса, они снижают риск распространения инфекции.

Ну, и в-четвертых, созданы все условия для конкурентной борьбы – ЦИК, региональными избирательными комиссиями регионов предоставлены равные условия для партий и кандидатов. Значительно уменьшилось количество отказов в регистрации, а количество зарегистрированных субъектов – наоборот, возросло. Это повышает интерес избирателей к выборам, и эксперты ожидают высокую явку в единый день голосования.

Можно утверждать, в России все заинтересованы в проведения честных выборов, кроме, разве что, так называемой «несистемной оппозиции» и СМИ-иноагентов, которые обслуживает интересы Запада и называться российскими не могут.

Новый консенсус, возникший в обществе, можно назвать Консенсусом легитимности и взаимного доверия, и он укрепляет российскую государственность, как в свою очередь, её укрепил Крымский консенсус.

Вот почему необходимо ходить на выборы.

Читайте также

Два года назад граждане Российской Федерации приняли поправки к Конституцию России. За изменения проголосовало подавляющее большинство избирателей – 77,92%. Это первое с момента принятия в 1993 году Конституции серьезное изменение текста Основного закона. Содержание и значимость принятых поправок столь существенны, что вполне корректно говорить о настоящей конституционной реформе, считает политолог, эксперт НОМ Владимир Шаповалов. Своим мнением эксперт поделился в колонке на портале НОМ.

3 июля в Алтайском крае проходили досрочные выборы главы Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района, которые завершились победой кандидата от партии «Единая Россия» Ирины Легчило. Как отмечает эксперт НОМ, она хороша знакома местным жителям: родившись и проживая в селе Усть-Иши, кандидат успела зарекомендовать себя на должности врио главы сельсовета.

На этой неделе общественные штабы по наблюдению за выборами провели свои первые заседания в Удмуртии, Северной Осетии-Алании, Карелии, Тамбовской, Волгоградской и Калининградской областях, а также в Пермском крае. В состав штабов вошли авторитетные юристы, представители СМИ, эксперты в сфере избирательного права и процесса и политологи. В дайджесте новостей за неделю мы рассказываем о планах работы штабов в период электорального цикла ЕДГ.