Российская избирательная система развивается, становится более человекоориентированной и комфортной, привлекает всё больше граждан к общественно-политической жизни страны. И если раньше бытовал постулат о том, что высокая явка снижает результат властных партий и кандидатов и является инструментом оппозиции, то теперь это рудиментарное мнение – власть стала главным провайдером активного вовлечения россиян в избирательные процессы.
Так для чего обычному гражданину идти на выборы, а власти поддерживать подобную активность?
Для избирателя выборы - это возможность влиять на качество своей жизни, на окружающую действительность, на комфорт своих городов и поселков – ведь депутаты различных уровней решают эти вопросы во время своей каденции на различных уровнях власти. В конце концов, депутат – это человек, к которому можно обратиться за помощью и для решения насущных вопросов. Поэтому участие в выборе качественного депутата это не только гражданский долг, но и личный интерес избирателя.
Кроме того, активное участие граждан в выборах развивает гражданское общество, делает его более демократичным, открытым и прогрессивным. Думаю, в этом заинтересован каждый россиянин.
Для власти эти процессы не менее важны. В условиях непрекращающегося давления коллективного Запада на избирательную систему России, на государственные институты и на саму государственность, во главу угла становится доверие граждан к процессу и результату выборов. Вовлеченность избирателей, высокая явка являются одними из важнейших инструментов легитимации выборов и гарантом устойчивости общественно-политической системы. Задача не просто провести честные и прозрачные выборы, но и сохранить нашу государственность под мощными ударами из-за рубежа, которые, как показывает нам опыт Украины и Белоруссии, могут привести к гражданским волнениям, конфликтам, переворотам и даже войне. Этого мы допустить никак не можем.
В связи с этим у общества и власти создается общественный договор, консенсус по поводу выборов – гражданин обязуется ради сохранения государства и ради повышения качества собственной жизни участвовать в выборах, а власть берет на себя обязательства проводить выборы в рамках закона, честно и без значительных нарушений.
Именно из этих общих задач и сформировался запрос на создания ряда условий и электоральных инструментов.
Во-первых, в России был создан уникальный институт общественного наблюдения, аналогов которому нет ни в одной стране, которые принято называть демократическими. На предстоящих выборах следить за честностью избирательного процесса будут порядка полумиллиона (!) наблюдателей. Только представьте себе – целая армия! И это, не считая аккредитованных журналистов и корпуса электоральных экспертов.
Во-вторых, развивается система видеонаблюдения, которая позволяет всем акторам избирательного процесса иметь доступ к трехдневному наблюдению и видеоархивам.
В-третьих, для привлечения максимального количества избирателей, разработаны новые комфортные формы голосования – система «Мобильный избиратель» и дистанционное электронное голосование. Эти системы особенно эффективны и безопасны в период пандемии коронавируса, они снижают риск распространения инфекции.
Ну, и в-четвертых, созданы все условия для конкурентной борьбы – ЦИК, региональными избирательными комиссиями регионов предоставлены равные условия для партий и кандидатов. Значительно уменьшилось количество отказов в регистрации, а количество зарегистрированных субъектов – наоборот, возросло. Это повышает интерес избирателей к выборам, и эксперты ожидают высокую явку в единый день голосования.
Можно утверждать, в России все заинтересованы в проведения честных выборов, кроме, разве что, так называемой «несистемной оппозиции» и СМИ-иноагентов, которые обслуживает интересы Запада и называться российскими не могут.
Новый консенсус, возникший в обществе, можно назвать Консенсусом легитимности и взаимного доверия, и он укрепляет российскую государственность, как в свою очередь, её укрепил Крымский консенсус.
Вот почему необходимо ходить на выборы.