31 августа в Карачаево-Черкесской Республике на площадке Северо-Кавказской государственной академии прошёл круглый стол, посвящённый подготовке к наблюдению за сентябрьскими выборами, а также анализу этапа агитации. В обсуждении приняли участие члены Общественной палаты региона и общественного штаба, представители Ассоциации «Независимый общественный мониторинг», а также представители СМИ.
По оценке члена СПЧ, председателя НОМ Александра Брода, выборы в регионе проходят без серьёзных проблем, а отказы в регистрации единичны. Что касается политической конкуренции, то её уровень, отметил правозащитник, соответствует общероссийской тенденции – достаточно высок. Так, например, на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований зарегистрировано 904 кандидата, в том числе представляющих 10 политических партий.
«Экспертный мониторинг необходимо проводить и в период проведения агитационных кампаний. Очень важно проверять все материалы и информационное пространство на предмет наличия экстремистских и радикальных призывов - всё должно соответствовать правовым и этическим нормам», - обратился к участникам круглого стола Александр Брод.
Эксперт НОМ, кандидат социологических наук Антон Лукаш рассказал экспертам о возможных «мишенях» дискредитаторов выборов и методах реакции на них с опорой на чёткое знание правовых статусов, типов и видах нарушений. «Общественные наблюдатели на сентябрьских выборах в пределах своего статуса должны совместить в своей работе три ключевые роли: свидетель (фиксирует информацию), контролёр (соотносит с нормой закона), а также проактивный участник избирательного процесса (предотвращает нарушения и разоблачает фейки)», - подчеркнул Антон Лукаш, добавив: только такой подход позволит вовремя дать отпор любой провокации в ходе голосования.
Экспертную оценку этапа агитации в ходе избирательных кампаний на площадке круглого стола представила старший научный сотрудник института гуманитарных исследований при Правительстве КЧР Фаина Куршева. «Информация о кандидатах размещена в ведущих СМИ, а также с участниками выборов выходят программы в прайм-тайм по ТВ. В самом Черкесске очень много широкоформатных баннеров, в основном посвящённых возможности голосования в один из трёх дней. Экспертным пулом мы изучаем динамику в общественном мнении и настроения избирателей - сейчас можем говорить о том, что есть запрос на больший объём информации о сути предвыборных программ», - рассказала она, добавив, что детальный мониторинг будет избирательных кампаний будет продолжен.