Эксперты НОМ: «Поправки в избирательном законодательстве полезны и своевременны»

17.03.2022

Законопроект о единых правилах электронного голосования в России, дополненный во втором чтении и другими важными новациями, логичен и полезен для избирательной системы страны. Поправки направлены на предупреждение манипуляций в ходе голосования, расширение возможностей для наблюдателей и защиту суверенитета государства. Такую оценку закона, подписанного Президентом РФ 14 марта, дали эксперты НОМ.

Обсуждение законодательных новелл прошло в ходе очередной онлайн-встречи экспертов НОМ в четверг, 17 марта.

Ключевую позицию Независимого общественного мониторинга по поправкам в законы выразил председатель Ассоциации НОМ, член СПЧ Александр Брод. «Основываясь на нашем практическом опыте и зарубежной практике, мы считаем, что принятые законодательные изменения расширяют возможности общественного контроля на выборах, оптимизируют избирательную систему, ограничивают ее от давления извне, от участия в выборах лиц с криминальным прошлым и иноагентов», - подчеркнул правозащитник.

По мнению члена Общественной палаты РФ, исполнительного директора НОМ Алёны Булгаковой, принятый законопроект учитывает основные рекомендации НОМ, сформированные по завершению Единого дня голосования 2021 года. «Важно понимать, что содержание поправок учитывает реальную практику на местах и опыт применения конкретных механизмов на выборах. Изменения направлены на более четкое оформление правовых статусов участников выборов, а также противодействие в злоупотреблении ими», - обратила внимание А. Булгакова.

Согласно принятым поправкам, институт избирательных комиссий муниципальных образований полностью ликвидируется. Эксперты НОМ отмечают, что ИКМО своеобразный «аппендикс системы избирательных комиссий» и их исчезновение сделает весь избирательный процесс более логичным и открытым. При этом, как считает исполнительный директор АНО «Центр общественно-политических проектов и коммуникаций» Никита Тюков, процесс реформирования системы избиркомов в субъектах требует очень внимательного контроля со стороны экспертов, в том числе для того, чтобы какие-либо партии «не оказались за пределами избирательных комиссий», а сам процесс проходил «спокойно и без сбоев».

Эксперты прокомментировали и наиболее обсуждаемую поправку, связанную с назначением членов комиссий с правом совещательного голосования только на уровне избиркома субъекта и ЦИК России.

«Именно на этих уровнях члены комиссии с правом совещательного голоса реально работают, а в ТИК они обычно появляются лишь в день голосования и нередко - с целью совершить провокации. Институт ЧСГ можно было назвать логичным в период формирования системы политических партий. Сейчас их представители уже входят в составы комиссий и с более серьёзным статусом – с правом решающего голоса. Также по сути функции членов комиссий с правом совещательного голоса дублируют функции наблюдателей на уровне ТИК, где они (до принятия поправок) отсутствовали», - прокомментировал законодательные изменения заслуженный юрист РФ, профессор Российского института управления РАНХиГС Сергей Юсов.

Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН Владимир Шаповалов также убеждён, что правовой статус члена избиркома с правом совещательного голоса чаще всего использовался не для реализации возложенных полномочий, а для создания деструктивных моментов на участке. «НОМ всегда призывал законодателей к расширению возможностей независимого контроля на выборах. И теперь мы видим, что принятые поправки вводят наблюдение на уровне территориальных комиссий, что, на мой взгляд, большой прогресс в развитии всей избирательной системы. В этих условиях институт ЧСГ становится избыточным», - озвучил позицию эксперт.

Положение о том, что наблюдатели должны быть и на уровне ТИК, стало ликвидацией явного пробела в законодательстве, считает председатель Общественной палаты Калининградской области Игорь Селиванов. «Наблюдателям, в том числе и общественным наблюдателям, право осуществлять наблюдение предоставлялось лишь с момента начала работы участковой комиссии в день голосования. Причем только в участковой комиссии. На территориальную комиссию такое право не распространялось. Это был явный пробел в законодательстве. Сейчас он устранен», - отметил значимость принятой поправки эксперт.

Важной поправкой в законопроект стало положение об обязательной маркировке агитационной продукции физических лиц и организаций – иноагентов, а также лиц, аффилированных с ними. «Избиратели должны чётко понимать, кто из представленных кандидатов продвигает интересы зарубежных покровителей. Не нужно обманывать людей, они имеют право на полную и значимую информацию об избираемых кандидатах. Речь идёт о защите суверенитета страны», - считает член Общественной палаты Волгоградской области, кандидат социологических наук Антон Лукаш.

По словам эксперта Агентства политических и экономических коммуникаций в Новгородской области Алексея Громского, принятые нововведения упорядочивают и конкретизируют требования к проведению дистанционного электронного голосования. «Очень значимо, что в законе закрепляется институт наблюдения за ДЭГ. В ближайшем будущем актуальным вопросом станет качественное обучение «электронных наблюдателей». На мой взгляд, результатом прохождения такого обучения должен быть общепризнанный сертификат», - предложил эксперт.

Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин обратил внимание на то, что конкретизация законодательства о ДЭГ отвечает на общественный запрос участия в нём. "На выборах прошлых лет мы видели, что число желающих голосовать на ДЭГ и последующая явка на онлайн-голосовании практических во всех случаях превышала 90%. Этот факт в совокупности с данными соцопросов доказывает, что электронный формат участия в выборах для избирателей очень интересен", - отметил политолог.

Суть принятых поправок в конечном итоге сводится к обеспечению принципа открытости и гласности на выборах, предупреждению политических манипуляций, защите суверенитета страны политико-правовыми средствами и оптимизации организационных затрат, обобщил итоги экспертного анализа профессор Самарского университета, член региональной Общественной палаты Виктор Полянский.

Читайте также

В предстоящее воскресенье местные выборы пройдут в республиках Башкортостан, Бурятия, Хакасия, а также в Смоленской области и Ненецком автономном округе. День голосования был назначен и в Забайкалье, однако был перенесён на 3 июля из-за отсутствия необходимого числа кандидатов. Эксперты НОМ рассказали о подготовке к выборам, планирующемся наблюдении, а также особенностях назначенных кампаний.

За последние годы избирательная система России показала свою способность к развитию в условиях серьёзных вызовов: пандемии и давления «коллективного Запада». Оптимизируются избирательные процедуры, увеличиваются возможности для общественного контроля, совершенствуется законодательство. В этом году на первый план выходит задача по защите института выборов в России от иностранного влияния, главная цель которого – дестабилизация политической обстановки в стране.

В воскресенье, 22 мая в Камчатском и Приморском краях, а также Амурской, Новосибирской и Ярославской областях состоялись местные выборы, по итогам которых победили кандидаты от партии «Единая Россия» и самовыдвиженцы. По словам экспертов НОМ, кампании прошли в условиях высокой конкуренции, в спокойном режиме, хотя и не без нагнетания со стороны ряда наблюдателей. Результаты выборов объясняют эксперты НОМ.