Эксперты НОМ: «Поправки в избирательном законодательстве полезны и своевременны»

17.03.2022

Законопроект о единых правилах электронного голосования в России, дополненный во втором чтении и другими важными новациями, логичен и полезен для избирательной системы страны. Поправки направлены на предупреждение манипуляций в ходе голосования, расширение возможностей для наблюдателей и защиту суверенитета государства. Такую оценку закона, подписанного Президентом РФ 14 марта, дали эксперты НОМ.

Обсуждение законодательных новелл прошло в ходе очередной онлайн-встречи экспертов НОМ в четверг, 17 марта.

Ключевую позицию Независимого общественного мониторинга по поправкам в законы выразил председатель Ассоциации НОМ, член СПЧ Александр Брод. «Основываясь на нашем практическом опыте и зарубежной практике, мы считаем, что принятые законодательные изменения расширяют возможности общественного контроля на выборах, оптимизируют избирательную систему, ограничивают ее от давления извне, от участия в выборах лиц с криминальным прошлым и иноагентов», - подчеркнул правозащитник.

По мнению члена Общественной палаты РФ, исполнительного директора НОМ Алёны Булгаковой, принятый законопроект учитывает основные рекомендации НОМ, сформированные по завершению Единого дня голосования 2021 года. «Важно понимать, что содержание поправок учитывает реальную практику на местах и опыт применения конкретных механизмов на выборах. Изменения направлены на более четкое оформление правовых статусов участников выборов, а также противодействие в злоупотреблении ими», - обратила внимание А. Булгакова.

Согласно принятым поправкам, институт избирательных комиссий муниципальных образований полностью ликвидируется. Эксперты НОМ отмечают, что ИКМО своеобразный «аппендикс системы избирательных комиссий» и их исчезновение сделает весь избирательный процесс более логичным и открытым. При этом, как считает исполнительный директор АНО «Центр общественно-политических проектов и коммуникаций» Никита Тюков, процесс реформирования системы избиркомов в субъектах требует очень внимательного контроля со стороны экспертов, в том числе для того, чтобы какие-либо партии «не оказались за пределами избирательных комиссий», а сам процесс проходил «спокойно и без сбоев».

Эксперты прокомментировали и наиболее обсуждаемую поправку, связанную с назначением членов комиссий с правом совещательного голосования только на уровне избиркома субъекта и ЦИК России.

«Именно на этих уровнях члены комиссии с правом совещательного голоса реально работают, а в ТИК они обычно появляются лишь в день голосования и нередко - с целью совершить провокации. Институт ЧСГ можно было назвать логичным в период формирования системы политических партий. Сейчас их представители уже входят в составы комиссий и с более серьёзным статусом – с правом решающего голоса. Также по сути функции членов комиссий с правом совещательного голоса дублируют функции наблюдателей на уровне ТИК, где они (до принятия поправок) отсутствовали», - прокомментировал законодательные изменения заслуженный юрист РФ, профессор Российского института управления РАНХиГС Сергей Юсов.

Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН Владимир Шаповалов также убеждён, что правовой статус члена избиркома с правом совещательного голоса чаще всего использовался не для реализации возложенных полномочий, а для создания деструктивных моментов на участке. «НОМ всегда призывал законодателей к расширению возможностей независимого контроля на выборах. И теперь мы видим, что принятые поправки вводят наблюдение на уровне территориальных комиссий, что, на мой взгляд, большой прогресс в развитии всей избирательной системы. В этих условиях институт ЧСГ становится избыточным», - озвучил позицию эксперт.

Положение о том, что наблюдатели должны быть и на уровне ТИК, стало ликвидацией явного пробела в законодательстве, считает председатель Общественной палаты Калининградской области Игорь Селиванов. «Наблюдателям, в том числе и общественным наблюдателям, право осуществлять наблюдение предоставлялось лишь с момента начала работы участковой комиссии в день голосования. Причем только в участковой комиссии. На территориальную комиссию такое право не распространялось. Это был явный пробел в законодательстве. Сейчас он устранен», - отметил значимость принятой поправки эксперт.

Важной поправкой в законопроект стало положение об обязательной маркировке агитационной продукции физических лиц и организаций – иноагентов, а также лиц, аффилированных с ними. «Избиратели должны чётко понимать, кто из представленных кандидатов продвигает интересы зарубежных покровителей. Не нужно обманывать людей, они имеют право на полную и значимую информацию об избираемых кандидатах. Речь идёт о защите суверенитета страны», - считает член Общественной палаты Волгоградской области, кандидат социологических наук Антон Лукаш.

По словам эксперта Агентства политических и экономических коммуникаций в Новгородской области Алексея Громского, принятые нововведения упорядочивают и конкретизируют требования к проведению дистанционного электронного голосования. «Очень значимо, что в законе закрепляется институт наблюдения за ДЭГ. В ближайшем будущем актуальным вопросом станет качественное обучение «электронных наблюдателей». На мой взгляд, результатом прохождения такого обучения должен быть общепризнанный сертификат», - предложил эксперт.

Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин обратил внимание на то, что конкретизация законодательства о ДЭГ отвечает на общественный запрос участия в нём. "На выборах прошлых лет мы видели, что число желающих голосовать на ДЭГ и последующая явка на онлайн-голосовании практических во всех случаях превышала 90%. Этот факт в совокупности с данными соцопросов доказывает, что электронный формат участия в выборах для избирателей очень интересен", - отметил политолог.

Суть принятых поправок в конечном итоге сводится к обеспечению принципа открытости и гласности на выборах, предупреждению политических манипуляций, защите суверенитета страны политико-правовыми средствами и оптимизации организационных затрат, обобщил итоги экспертного анализа профессор Самарского университета, член региональной Общественной палаты Виктор Полянский.

Читайте также

16 ноября проходят муниципальные выборы в трех субъектах РФ – республиках Саха (Якутия), Хакасия и Бурятия. Граждане выбирают муниципальных депутатов и главу муниципального образования. На участках присутствуют общественные наблюдатели. Подробнее – в обзоре НОМ.

На площадке Арктического гражданского форума «ОБЩЕСТВО51» в Мурманске эксперты, представители общественных организаций, ОНК и избирательных комиссий совместно обсудили институт общественного наблюдения: его путь развития, современное состояние и перспективы. Независимый общественный контроль сегодня – в основе доверия избирателей к выборам, и эту высокую планку необходимо удерживать, развивая инструменты мониторинга к предстоящему избирательному циклу, отмечали в своих выступлениях спикеры. Подробнее – в материале НОМ.

16 ноября в Чили состоятся парламентские и президентские выборы. На парламентских выборах фаворитами являются правые, что касается президентских выборов, то, по всем прогнозам, второй тур неизбежен, а шанс пройти туда есть у одного кандидата от правящей коалиции левых и левоцентристских сил Жаннет Хара и у трех правых кандидатов, считают эксперты НОМ. Совмещение президентских и парламентских выборов придает избирательной кампании особую остроту и динамизм, при этом грядущие выборы будут первыми в стране, когда участие в них является обязательным, и предсказать влияние этого фактора на результат голосования невозможно, констатируют эксперты.

https://www.high-endrolex.com/26