Российский опыт дистанционного электронного голосования (ДЭГ) интересен молодёжи разных стран. На площадке Российского университета дружбы народов они узнали от российских экспертов, что необходимо для внедрения технологии.
Встреча прошла в рамках II Международного конгресса членов молодёжных крыльев политических партий на площадке РУДН. В качестве спикеров выступили: глава ТИК ДЭГ на выборах 2024 года, сопредседатель Корсовета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием Олег Артамонов и председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан, исполнительный директор НОМ Алёна Булгакова.
В первой части встречи участники конгресса из Африки, Индии, Болгарии, Беларуси и других стран узнали о том, как и на каких принципах создавалась система ДЭГ в России, а затем, уже в части ответов на вопросы, спросили – что необходимо для внедрения подобной технологии в их странах.
На пути внедрения электронной системы голосования существует три барьера, дал ответ на вопрос Олег Артамонов.
«Первый – это сложность разработки самой системы голосования. Она базируется на достаточно большом объёме математических принципов, которые важно учитывать, и любой «срезанный угол» может привести к нежелательным последствиям – компрометации системы, как, например, это случилось в США. Там было несколько попыток реализации электронного голосования не дистанционного, а локального, на участке. Система разрабатывалась силами местных компаний и содержала ошибки, которые оказались фатальными. Несколько раз на выборах в Штатах сложилась катастрофическая ситуация, при которой система оказалась не способна в электронной форме подвести результат, падала и ломалась. Сам процесс подведения результатов растянулся до нескольких часов, в ряде случаев итоги пересчитывали несколько дней, что колоссально подорвало доверие к электронному голосованию. Ни в коем случае нельзя недооценивать сложность и ответственность разработки системы ДЭГ с технической точки зрения.
Второй момент – это готовность и понимание со стороны избирателей, как этой системой пользоваться. Этот вопрос тесно переплетается с первым, потому что, если есть системный и серьёзный подход к разработке, то не придётся каждый год эту технологию переделывать, латать в ней дыры и объяснять избирателю, почему в этот раз она справилась, а в прошлый не смогла. Избирателю важно, чтобы эта система работала понятным для него образом.
И третий момент – это подготовка наблюдателей и кандидатов с целью того, чтобы они понимали, как эта система устроена внутри, как за ней вести контроль и как с ней работать. Мы составили чек-лист для наблюдателей за ДЭГ, который состоит из более 60 пунктов, которые мы рекомендуем наблюдателям на каждом голосовании проверить, начиная с того, есть ли у него доступ к порталу голосования, возможность загрузить оттуда файлы, есть у него доступ к видеотрансляции из помещения избирательной комиссии и так далее, и заканчивая результатами анализа подведения итогов. Это всеобъемлющий чек-лист, по которому наблюдатель, уже не являющийся экспертом в IT, в криптографических и математических системах, может на голосовании пройтись и проверить все процедуры».
Алёна Булгакова отметила, что вопрос доверия к электронным формам голосования является ключевым, и оно во многом формируется за счёт наличия качественных цифровых сервисов в стране. «Система ДЭГ в России построена как продолжение системы Госуслуг, сервисов цифровых, к которым россияне уже привыкли, понимая, что их персональные данные находятся под защитой. При этом очень важно вовлекать общество в процесс контроля за работой технологии, чему мы в нашей стране уделяем большое внимание. Наблюдатели по всей стране имеют возможность вести мониторинг за тем, чтобы все процедуры в системе ДЭГ проходили в рамках регламентов. И на сегодняшний день мы видим, что эти наблюдатели воспринимаются как лидеры мнений, их объективная оценка авторитетна и влияет на восприятие технологии в обществе».