Эксперты рассказали о доступе партий к СМИ в агитпериод

14.07.2021
14.07.2021

14 июля на площадке Общественной палате России состоялся круглый стол «Выборы-2021: нововведения, информационная открытость и общественный контроль». Эксперты обсудили вопросы, связанные с освещением выборов в СМИ и интернете, вопрос доступа участников кампании к эфирному времени и печатным площадям в период агитации, проблему противодействия распространению фейковой информации в ходе избирательной кампании, а также – вопросы наблюдения за многодневным и дистанционным электронным голосованием.

Первый заместитель председателя Комиссии Российской Федерации по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, руководитель рабочей группы по вопросам общественного контроля за дистанционным электронным голосованием Александр Малькевич отметил, что в России наработан позитивный опыт применения процедуры дистанционного электронного голосования (ДЭГ) – в 2020 такая форма применялась в четырёх субъектах РФ, в ходе предстоящих выборах ее смогут использовать 7 регионов.

Говоря о процедуре наблюдения за ДЭГ, А. Малькевич сообщил: «Мы достигли соглашения с ЦИК, и планируем разместить в здании Общественной палаты РФ «блокчейн-НОД». По его словам, содержание комплекса будет доступно общественным наблюдателям, а также – наблюдателям от партий и кандидатов. Они смогут видеть, как проходит электронное голосование в реальном времени.

А. Малькевич отметил, что Россия находится на передовом рубеже использования цифровых технологий в избирательном процессе. «Во Франции более половины граждан сожалеют, что такие технологии не применяются во время выборов на фоне пандемии», - сказал он, уточнив, что французский Сенат не одобрил использование электронного голосования, хотя за это выступают 60% французов.

А. Малькевич также обозначил важность противодействия распространения фейковой информации. Хорошей практикой он назвал проведение семинаров по «медиаграмотности и профилактике фейкозависимости». В ближайшее время такой семинар состоится в Санкт-Петербурге и, возможно, эту практику используют и другие регионы.

Правовой советник ВГТРК Зоя Матвеевская со своей стороны отметила, СМИ четко разделяют вопросы информационного освещения деятелей партий в период избирательной кампании: последние уже занимают значительную долю эфире. «Вещатели обязаны информировать аудиторию о ходе кампании, о решениях, которые принимаются ЦИК и действиях, которые совершаются партиями», - подчеркнула она.

По словам З. Матвеевской, после того, как партийные списки будут зарегистрированы и партии получат возможность вести агитацию везде, кроме СМИ, ограничения ужесточатся, и вещатели будут обязаны обеспечить равенство в освещении всех участников выборов.

Однако по словам З. Матвеевской, серьёзную проблему здесь может создать низкая информационная активность малых партий. «Мы всегда просим все партии извещать нас о своих мероприятиях, чтобы иметь возможность рассказывать о них», - говорит она. При этом непарламентские партии сообщать о своих планах не торопятся.

Что касается агитационной кампании в СМИ, которая стартует 21 августа – за 28 дней до голосования, то в этот период в соответствии с законом о выборах депутатов Государственной думы, доступ партий к средствам массовой информации осуществляется на равных основаниях. Для проведения предвыборной агитации участники гонки получают бесплатное эфирное время и печатные площади в средствах массовой информации с госучастием. Кроме того, у них есть право воспользоваться платными возможностями.

Согласно постановлению ЦИК, бесплатная агитация будет вестись на пяти российских каналах «Россия-1», «Россия-24», Первый канал, «ТВ Центр» и ОТР. Кроме того, в обязательном порядке агитацию будут проводить на радиостанциях «Радио России», «Маяк», «Вести ФМ». Каналы «Россия-1» и «Россия-24», а также все три названные радиостанции входят в состав ВГТРК – крупнейшей государственной телерадиокорпорации.

Как уточняет З. Матвеевская, в федеральном эфире политические партии получат по 1 часу бесплатного времени для агитации, на региональных каналах – по 9,5 часов.

«Это, наверное, единственный опыт в мире такого бесплатного обеспечения эфирным временем выборов», - констатировала правовой советник ВГТРК.

Член Общественной палаты России, исполнительный директор Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Алена Булгакова коснулась вопроса противодействия распространению фейков. Она назвала ключевой проблемой «фантазию и интерпретацию деструктивными силами» тех или иных фактов и событий. Оказать помощь в борьбе с этим явлением, по ее словам, должно компетентное экспертное сообщество, задача которого донести до граждан правдивую и объективную картину происходящего.

А. Булгакова также затронула вопрос наблюдения за многодневным голосованием, отметив, что такая форма уже не является нововведением – за последнее время такая процедура была использована в 14 муниципальных кампаниях, что позволило наблюдателям оценить все связанные с ней проблемы и риски и сформулировать детальные методические рекомендации для региональных штабов. «Мы получили базу знаний и опыта, чтобы максимально точно и компетентно подготовить наблюдателей к выборам 17-19 сентября в многодневном формате», - сказала она, отметив, что, по данным опросов, удобство многодневного признают 61% российских граждан.

А. Булгакова также подчеркнула, что в рамках кампании 2021 статус члена Общественной палаты и представителей общественного штаба впервые получил официальное признание. «Теперь мы имеем право обращаться к членам избирательных комиссий и иным участникам процесса по вопросам, входящих в наши компетенции», - обратила внимание она.

Больше важных новостей в Telegram-канале «NOM24». Подписывайся!

Назад к списку
Читайте также
Александр Брод: «Общественные наблюдатели и независимые эксперты – сила, которая поставит на выборах заслон нарушениям»
30.07.2021 19:29:00
Александр Брод принял участие в итоговом заседании Общественной палаты Свердловской области IV созыва
29.07.2021 19:37:00
Разработчики ДЭГ рассказали, как устроена система
29.07.2021 19:31:00