Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект об иноагентах

08.12.2020

Напомним, законопроект предусматривает возможность приравнивания физических лиц и незарегистрированных общественных организаций к статусу «иноагента» за политическую деятельность в России, проводимую за счёт иностранного финансирования.

Законопроект инициирован комиссией Совета Федерации РФ по защите государственного суверенитета и комиссией Госдумы РФ по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России.

Согласно рассматриваемому законопроекту, любое физическое лицо, независимо от факта наличия или отсутствия гражданства, может быть признано иноагентом, если оно ведет в России политическую деятельность «в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства». Вместе с тем получить такой «почётный» статус можно будет и за «целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, получение которых иностранным источником может быть использовано против безопасности РФ».

Как показала практика последних лет, иноагенты на территории нашей страны научились «обходить» законодательство, а также активно вмешиваться во внутренние процессы (в том числе и в сфере выборов) под предлогом намерений на благо российских (читай – иностранных) граждан.

Однако теперь, такие незарегистрированные объединения, выполняющие функции «иноагента», в обязательном порядке должны будут включаться в соответствующий специальный реестр, а также ежеквартально информировать Министерство юстиции об объеме, целях и расходовании получаемого зарубежного финансирования.

Вместе с тем, законопроект накладывает ограничения на политическую деятельность иноагентов в сети Интернет и СМИ. Так, теперь во все материалы таких организаций, в том числе опубликованные в СМИ, должны будут сопровождаться маркировками о том, что они «произведены незарегистрированным общественным объединением, выполняющем функции иностранного агента».

Законодатели предусмотрели и возможность ограничения прохождения «иноагентов» во власть: подобные лица не смогут занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также будут лишены права быть допущенными к государственной тайне. Вместе с тем возможность баллотироваться у «шпионов» всё же останется, но при условии полного информирования о своём статусе граждан страны и избирателей на выборах.

Глава временной комиссии Совета Федерации РФ по защите госсуверенитета Андрей Климов в ходе пресс-конференции на площадке медиа-центра ФАН сообщил, что содержание внесённого на рассмотрение в Госдуму РФ законопроекта об иноагентах предусматривает все возможные «лазейки»: перекрываются все виды поддержки – материальная, организационно-техническая, правовая и другие виды, в том числе и «посредничество» в данном вопросе.

Читайте также
В среду Госдума приступит к рассмотрению поправок в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», разработанный, как указано в Пояснительной записке «в целях обеспечения реализации принципа единства системы публичной власти, повышения эффективности органов местного самоуправления и укрепления их финансовой обеспеченности». Эксперт НОМ, профессор Самарского университета, член областной Общественной палаты Виктор Полянский в своей колонке размышляет, почему необходимость поменять систему МСУ назрела давно.

23 января в республиках Башкортостан и Бурятия, а также в Кировской области прошли муниципальные выборы. Большинство голосов избирателей получили кандидаты от партии «Единая Россия», самовыдвиженцы и в одном случае представитель КПРФ. Эксперты НОМ традиционно комментируют итоги кампаний, обращая внимание на то, что выборы прошли в спокойной обстановке и без проблемных инцидентов.  

В Общественной палате РФ прошли слушания по законопроекту о введении для всех выборов и референдумов в России единых принципов проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Эксперты сделали акцент на необходимости чёткого закрепления в законе возможностей и гарантий общественного наблюдения за технологией. По словам участников слушаний, одной из главных задач должна стать работа по повышению доверия избирателей к ДЭГ через разъяснение сложных технических вопросов. По итогам слушаний была предложена резолюция. В ней участники рекомендовали ко второму чтению доработать законопроекта с точки зрения обеспечения наблюдения за ДЭГ.