О существовании Джубгского городского поселения в Туапсинском районе Кубани не все в России знают. Разве что те, кто посещал Черноморское побережье Краснодарского края на автотранспорте. Но в эти выходные к досрочным выборам главы этого небольшого городского поселения оказалось приковано повышенное внимание. Конечно не из-за уровня выборов или статусности кандидатов – ажиотаж этим выборам придало присутствие на участках представители небезызвестного СМИ одного из движений, которое признано иноагентом. О том, какие жалобы подтвердились, а какие оказались провокацией, рассказал эксперт НОМ, председатель Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, доктор исторических наук Андрей Зайцев.
«По оценке наблюдателей от Общественной палаты Кубани, выборы прошли в штатном режиме: жалоб на серьезные нарушения избирательного законодательства не поступало, а все спорные ситуации зачастую носили провокационный характер, либо были вызваны недостаточным знанием избирательного законодательства.
Для наблюдения за выборами при Совете при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека была создана мониторинговая группа. Члены группы – заместитель председателя Совета, социолог Ольга Малахова, адвокат Олег Гирин и член комиссии Совета по взаимодействию с органами МСУ Владимир Колпаков, работавшие 30 января непосредственно на всех восьми избирательных участках, отмечают, что выборы проходили в острой конкурентной борьбе, развернувшейся между двумя кандидатами. Это одержавший уверенную победу Николай Извеков, выдвинутый Единой Россией, и независимый кандидат Татьяны Караченцева. Результаты голосования говорят сами за себя: за Н.С. Извекова проголосовали 57,56% (1545 голосов), а за Т.Ю. Караченцеву – 37,18% (998 голосов) избирателей.
Как таковых, грубых нарушений членами рабочей мониторинговой группы Совета не выявлено, но в поле их внимания попали жалобы и заявления о возможных нарушениях избирательного законодательства, поступившие в участковые избирательные комиссии. Большинство из них поступили от члена УИК с правом совещательного голоса (ПСГ) от одного из кандидатов. Зачастую они носили чисто технический характер. Например, жалоба о необходимости осуществления сквозной нумерации книги списка избирателей, что не предусмотрено действующими требованиями. Или заявление о незамедлительном рассмотрении всех поступивших от члена УИК запросов, в то время как письменные ответы на обращения были даны в тот же день после их рассмотрения на заседании УИК и подготовки проектов ответов с соответствующими разъяснениями законодательства.
Ряд обращений был обусловлен недостаточным уровнем знания действующего электорального законодательства, как это было в случае с требованием об ознакомлении с книгой списка избирателей, что разрешено законом только при условии недопустимости копирования документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию. Ещё одно заявление касалось требования об ознакомлении с данными другого избирателя в списке. При этом заявителем не учитывалось, что в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член комиссии с правом совещательного голоса не наделен подобным правом. Не удивительно, что он получил правомерный отказ в проведении соответствующей сверки.
Одна из наиболее частых жалоб, встречающаяся на выборах всех уровней, – о неправомерности ограничения перемещения в пределах помещения для голосования избирательного участка при наблюдении за ходом голосования – поступила и на этот раз. Изучение этой жалобы показало, что никаких препятствий члену комиссии с правом совещательного голоса со стороны участковой избирательной комиссии не было. Ему была предоставлена возможность перемещения в пределах помещения для голосования данного избирательного участка. Но при этом заявитель применил технические средства видеофиксации с расстояния, позволяющего фиксировать персональные данные избирателей в документах УИК и документах, удостоверяющих личность гражданина, предъявляемых непосредственно избирателями. О чем член УИК с ПСГ был соответствующим образом предупрежден участковой избирательной комиссией и ему было указано на недопустимость нарушения норм действующего законодательства.
Следует отметить, что от наблюдателя одного из кандидатов на должность главы Джубгского городского также поступила похожая жалоба о неправомерности ведения фото-(видео)фиксации только с определенного места, которая при проверке не подтвердилась, так как в помещении для голосования фото- и (или) видеосъемку можно было вести только с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии в соответствии с решением УИК.
К недостаточному уровню правовой грамотности члена УИК с правом совещательного голоса можно отнести и требование о выдаче всех заявлений избирателей о включении в дополнительный список избирателей и копии дополнительного списка избирателей. В данном случае отсутствовали достаточные основания для предоставления копий испрашиваемых документов, а предоставление копий документов, содержащих персональные данные, прямо запрещено законом.
Не удивительно, что подобные жалобы при более тщательном ознакомлении и проверке не подтвердились.
Вместе с тем, в УИК поступило заявление о неправомочных требованиях члена комиссии с ПСГ от одного из кандидатов на должность главы Джубгского городского поселения. Это была жалоба на действия, связанные с попыткой ознакомиться с паспортными данными и сверять их со списками избирателей, что противоречит правам члена УИК с ПСГ. Члену комиссии с правом совещательного голоса было разъяснено, что в соответствии ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член комиссии с правом совещательного голоса не наделен подобным правом.
А вот жалоба о неправомочных требованиях представителя СМИ, поступившая от одного из кандидатов на должность главы Джубгского городского поселения, действительно, подтвердилась. Она касалась действий, связанных с попыткой представителя СМИ ознакомиться с паспортными данными и сверять их со списками избирателей, что противоречит правам представителя СМИ, определенных статьей 30 Федерального закона № 67-ФЗ.
Отрадно, что в ходе состоявшихся выборов избиратели продемонстрировали достаточно высокую электоральную активность, что подтверждает явка, превышающая 41 %. Для муниципального уровня, да ещё с учётом специфики географического расположения Джубгского городского поселения, расположенного в преимущественно прибрежной и горной местности Туапсинского района, это весьма высокий показатель.
Но меня как эксперта тревожит безынициативность непарламентских и некоторых парламентских партий. С одной стороны, у непарламентских партий просто не хватает кадровых людских ресурсов, чтобы принимать участие во всех муниципальных выборах, а с другой стороны, парламентские партии считают, что главное поле их деятельности – это региональный и федеральный уровни. Думаю, скоро эта диспропорция исчезнет. Слишком многое зависит от муниципалитетов в формировании настроений избирателей на выборах всех уровней, чтобы ими пренебрегать».