
Корпус «За чистые выборы»,
движения «Россия выбирает», «Группа 32» и «Народный наблюдатель» подготовили
идеальную модель деятельности региональных избирательных комиссий и сравнили ее
с реальной работой избиркомов. Наблюдатели посмотрели, чего не хватает
комиссиям для достижения статуса «народного избиркома».
Так, по мнению наблюдателей «Национального общественного мониторинга», избирательная комиссия в первую очередь должна быть открыта для каждого, а информация о ее деятельности и предстоящих выборах доступна и понятна. НОМ всесторонне рассмотрел деятельность региональных избиркомов: наблюдатели подробно изучили сайты, попытались записаться на личный прием, получить консультацию и понять, кто и как обучает членов ТИК и УИК.
Ожидаемого единообразия и стремительного приближения к идеальной модели избиркома наблюдателям увидеть не удалось. Оказались среди избирательных комиссий и лидеры, и явные аутсайдеры, которым есть, что исправлять до 18 марта 2018 года.
Идеальную модель наблюдатели оценили в 35 максимально возможных баллов, но ни одной региональной избирательной комиссии не удалось достичь этой планки. К лидерам «народного рейтинга» наблюдатели отнесли избирательные комиссии Ставропольского края (29 баллов), города Севастополь (28 баллов) и Иркутской области (28 баллов). Всего в 25-балльный барьер преодолели 22 региональных избиркома (табл. 1). Высокий бал организаторы выборов получили за счет качественного оформления и своевременного обновления своих информационных ресурсов, доступности помещений (можно зайти в избирком без предварительного уведомления и без предъявления документов, удостоверяющих личность), а также благодаря ведению личных приемов ответственных сотрудников и работе горячей линии.
Табл. 1
Лидеры рейтинга народного ожидания
| Субъект РФ | Помещение ИКС РФ | Личный прием | Консультации по телефону | Обучение | Сайт | Общий балл комиссии | |||||
| Доступ без уведомления | Проход без документов | Запись на прием | График проведения приемов | Наличие горячей линии | Компетентность специалистов | Консультация со специалистом | График обучения | Актуальность обучающих материалов | |||
| Ставропольский край | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 12 | 29 |
| город Севастополь | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 12 | 28 |
| Иркутская область | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 10 | 28 |
| Камчатский край | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 12 | 27 |
| Республика Коми | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 0 | 3 | 11 | 27 |
| Белгородская область | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 10 | 27 |
| Волгоградская область | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 0 | 3 | 11 | 27 |
| Архангельская область | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 13 | 26 |
| Забайкальский край | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 8 | 26 |
| Пензенская область | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 10 | 26 |
| Кабардино-Балкарская Республика | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 10 | 26 |
| Чеченская Республика | 2 | 1 | 3 | 1 | 0 | 3 | 2 | 1 | 3 | 10 | 26 |
| Республика Адыгея | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 9 | 25 |
| Ленинградская область | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 13 | 25 |
| Республика Хакасия | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 9 | 25 |
| Чувашская Республика - Чувашия | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 0 | 3 | 8 | 25 |
| ЯНАО | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 9 | 25 |
| Новосибирская область | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 | 13 | 25 |
| Еврейская автономная область | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 10 | 25 |
| Нижегородская область | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 | 0 | 2 | 10 | 25 |
| Республика Калмыкия | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 8 | 25 |
| Ростовская область | 1 | 1 | 3 | 0 | 1 | 2 | 2 | 0 | 3 | 12 | 25 |
Средний бал от
наблюдателей получили 46 избирательные комиссии, набравшие 20 и более баллов
(табл. 2).
Занять более престижное место в рейтинге народного ожидания комиссиям помешали «пробелы» в разных направлениях деятельности. Самыми распространенными, по мнению наблюдателей, стали недочеты на порталах избирательных комиссий, среди которых отсутствие ресурса для слабовидящих, раздела для молодежи, формы электронного обращения и других сервисов. Наблюдатели обращали внимание и на активность избирательных комиссий в социальных сетях - дополнительные балы по этим показателям получили две избирательные комиссии: Ямало-Ненецкого автономного округа и Курганской области.
Табл. 2
Середнячки рейтинга
|
Субъект РФ |
Помещение ИКС РФ |
Личный прием |
Консультации по телефону |
Обучение |
Сайт |
Общий балл | |||||
|
Доступ без уведомления |
Проход без документов |
Запись на прием |
График проведения приемов |
Наличие горячей линии |
Компетентность специалистов |
Консультация со специалистом |
График обучения |
Актуальность обучающих материалов | |||
|
Вологодская область |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
7 |
24 |
|
Ульяновская область |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
8 |
24 |
|
Хабаровский край |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
3 |
1 |
0 |
3 |
12 |
24 |
|
Республика Дагестан |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
8 |
24 |
|
Костромская область |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
12 |
23 |
|
Мурманская область |
1 |
1 |
3 |
1 |
0 |
3 |
1 |
0 |
2 |
11 |
23 |
|
Новгородская область |
2 |
2 |
3 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
23 |
|
Приморский край |
1 |
1 |
3 |
0 |
0 |
3 |
2 |
0 |
1 |
12 |
23 |
|
Санкт-Петербург |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
0 |
12 |
24 |
|
Тамбовская область |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
8 |
23 |
|
Республика Марий Эл |
2 |
1 |
3 |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
2 |
9 |
23 |
|
Алтайский край |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
0 |
2 |
7 |
22 |
|
Ивановская область |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
5 |
22 |
|
Красноярский край |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
8 |
22 |
|
Липецкая область |
2 |
1 |
3 |
0 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
9 |
22 |
|
Московская область |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
6 |
22 |
|
Орловская область |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
8 |
22 |
|
Республика Татарстан |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
7 |
22 |
|
Ханты-Мансийский автономный округ |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
0 |
2 |
8 |
22 |
|
Чукотский автономный округ |
2 |
1 |
3 |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
9 |
22 |
|
Республика Мордовия |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
10 |
22 |
|
Самарская область |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
9 |
22 |
|
Смоленская область |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
0 |
3 |
7 |
22 |
|
Томская область |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
8 |
22 |
|
Калининградская область |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
7 |
22 |
|
Псковская область |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
0 |
1 |
8 |
22 |
|
Тверская область |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
8 |
22 |
|
Удмуртская Республика |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
0 |
1 |
9 |
22 |
|
Магаданская область |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
3 |
8 |
22 |
|
Карачаево-Черкесская Республика |
1 |
1 |
3 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
9 |
22 |
|
Тюменская область |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
9 |
21 |
|
Республика Тыва |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
8 |
21 |
|
Брянская область |
1 |
1 |
3 |
1 |
0 |
3 |
2 |
0 |
1 |
9 |
21 |
|
Республика Алтай |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
0 |
2 |
7 |
21 |
|
Краснодарский край |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
7 |
21 |
|
Сахалинская область |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
3 |
9 |
21 |
|
Республика Ингушетия |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
8 |
21 |
|
Амурская область |
1 |
1 |
3 |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
2 |
8 |
20 |
|
Калужская область |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
9 |
20 |
|
Кемеровская область |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
8 |
20 |
|
Республика Крым |
1 |
1 |
3 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
2 |
9 |
20 |
|
Москва |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
20 |
|
Оренбургская область |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
3 |
2 |
0 |
3 |
6 |
20 |
|
Республика Саха (Якутия) |
2 |
1 |
3 |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
9 |
20 |
|
Свердловская область |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 |
2 |
0 |
1 |
10 |
20 |
|
Курганская область |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
0 |
0 |
12 |
20 |
Ниже среднего наблюдатели НОМ оценили «народность» 17 избирательных комиссий, которые набрали менее 20 баллов из 35 возможных (табл. 3). Замыкают рейтинг Тульская (11 баллов) и Омская (14 баллов) области, а также Республика Бурятия (16 баллов). Наблюдатели отмечают закрытость избиркомов, отсутствие удобной навигации на сайтах и минимальное количество актуальной информации в открытом доступе. «Национальный общественный мониторинг» в ближайшее время подготовит и направит в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации результаты исследования и рекомендации по обеспечению открытости работы организаторов выборов.
Табл. 3
Аутсайдеры рейтинга народного ожидания
|
Субъект РФ |
Помещение ИКС РФ |
Личный прием |
Консультации по телефону |
Обучение |
Сайт |
Общий балл комиссии | |||||
|
Доступ без уведомления |
Проход без документов |
Запись на прием |
График проведения приемов |
Наличие горячей линии |
Компетентность специалистов |
Консультация со специалистом |
График обучения |
Актуальность обучающих материалов | |||
|
Воронежская область |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
0 |
3 |
5 |
19 |
|
Курская область |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
9 |
19 |
|
Саратовская область |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
7 |
19 |
|
Астраханская область |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
3 |
6 |
19 |
|
Владимирская область |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
9 |
18 |
|
Республика Карелия |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
2 |
0 |
2 |
6 |
18 |
|
Челябинская область |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
1 |
3 |
6 |
18 |
|
Ярославская область |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
6 |
18 |
|
Республика Башкортостан |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
2 |
0 |
1 |
7 |
17 |
|
Республика Северная Осетия — Алания |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
0 |
3 |
2 |
17 |
|
Ненецкий автономный округ |
2 |
2 |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
7 |
17 |
|
Пермский край |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
8 |
17 |
|
Кировская область |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
3 |
4 |
16 |
|
Рязанская область |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
8 |
16 |
|
Республика Бурятия |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
5 |
16 |
|
Омская область |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
7 |
14 |
|
Тульская область |
1 |
1 |
3 |
1 |
0 |
- |
- |
0 |
- |
5 |
11 |