Корпус «За чистые выборы»,
движения «Россия выбирает», «Группа 32» и «Народный наблюдатель» подготовили
идеальную модель деятельности региональных избирательных комиссий и сравнили ее
с реальной работой избиркомов. Наблюдатели посмотрели, чего не хватает
комиссиям для достижения статуса «народного избиркома».
Так, по мнению наблюдателей «Национального общественного мониторинга», избирательная комиссия в первую очередь должна быть открыта для каждого, а информация о ее деятельности и предстоящих выборах доступна и понятна. НОМ всесторонне рассмотрел деятельность региональных избиркомов: наблюдатели подробно изучили сайты, попытались записаться на личный прием, получить консультацию и понять, кто и как обучает членов ТИК и УИК.
Ожидаемого единообразия и стремительного приближения к идеальной модели избиркома наблюдателям увидеть не удалось. Оказались среди избирательных комиссий и лидеры, и явные аутсайдеры, которым есть, что исправлять до 18 марта 2018 года.
Идеальную модель наблюдатели оценили в 35 максимально возможных баллов, но ни одной региональной избирательной комиссии не удалось достичь этой планки. К лидерам «народного рейтинга» наблюдатели отнесли избирательные комиссии Ставропольского края (29 баллов), города Севастополь (28 баллов) и Иркутской области (28 баллов). Всего в 25-балльный барьер преодолели 22 региональных избиркома (табл. 1). Высокий бал организаторы выборов получили за счет качественного оформления и своевременного обновления своих информационных ресурсов, доступности помещений (можно зайти в избирком без предварительного уведомления и без предъявления документов, удостоверяющих личность), а также благодаря ведению личных приемов ответственных сотрудников и работе горячей линии.
Табл. 1
Лидеры рейтинга народного ожидания
Субъект РФ | Помещение ИКС РФ | Личный прием | Консультации по телефону | Обучение | Сайт | Общий балл комиссии | |||||
Доступ без уведомления | Проход без документов | Запись на прием | График проведения приемов | Наличие горячей линии | Компетентность специалистов | Консультация со специалистом | График обучения | Актуальность обучающих материалов | |||
Ставропольский край | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 12 | 29 |
город Севастополь | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 12 | 28 |
Иркутская область | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 10 | 28 |
Камчатский край | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 12 | 27 |
Республика Коми | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 0 | 3 | 11 | 27 |
Белгородская область | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 10 | 27 |
Волгоградская область | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 0 | 3 | 11 | 27 |
Архангельская область | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 13 | 26 |
Забайкальский край | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 8 | 26 |
Пензенская область | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 10 | 26 |
Кабардино-Балкарская Республика | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 10 | 26 |
Чеченская Республика | 2 | 1 | 3 | 1 | 0 | 3 | 2 | 1 | 3 | 10 | 26 |
Республика Адыгея | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 9 | 25 |
Ленинградская область | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 13 | 25 |
Республика Хакасия | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 9 | 25 |
Чувашская Республика - Чувашия | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 0 | 3 | 8 | 25 |
ЯНАО | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 9 | 25 |
Новосибирская область | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 | 13 | 25 |
Еврейская автономная область | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 10 | 25 |
Нижегородская область | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 | 0 | 2 | 10 | 25 |
Республика Калмыкия | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 8 | 25 |
Ростовская область | 1 | 1 | 3 | 0 | 1 | 2 | 2 | 0 | 3 | 12 | 25 |
Средний бал от
наблюдателей получили 46 избирательные комиссии, набравшие 20 и более баллов
(табл. 2).
Занять более престижное место в рейтинге народного ожидания комиссиям помешали «пробелы» в разных направлениях деятельности. Самыми распространенными, по мнению наблюдателей, стали недочеты на порталах избирательных комиссий, среди которых отсутствие ресурса для слабовидящих, раздела для молодежи, формы электронного обращения и других сервисов. Наблюдатели обращали внимание и на активность избирательных комиссий в социальных сетях - дополнительные балы по этим показателям получили две избирательные комиссии: Ямало-Ненецкого автономного округа и Курганской области.
Табл. 2
Середнячки рейтинга
Субъект РФ |
Помещение ИКС РФ |
Личный прием |
Консультации по телефону |
Обучение |
Сайт |
Общий балл | |||||
Доступ без уведомления |
Проход без документов |
Запись на прием |
График проведения приемов |
Наличие горячей линии |
Компетентность специалистов |
Консультация со специалистом |
График обучения |
Актуальность обучающих материалов | |||
Вологодская область |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
7 |
24 |
Ульяновская область |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
8 |
24 |
Хабаровский край |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
3 |
1 |
0 |
3 |
12 |
24 |
Республика Дагестан |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
8 |
24 |
Костромская область |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
12 |
23 |
Мурманская область |
1 |
1 |
3 |
1 |
0 |
3 |
1 |
0 |
2 |
11 |
23 |
Новгородская область |
2 |
2 |
3 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
23 |
Приморский край |
1 |
1 |
3 |
0 |
0 |
3 |
2 |
0 |
1 |
12 |
23 |
Санкт-Петербург |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
0 |
12 |
24 |
Тамбовская область |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
8 |
23 |
Республика Марий Эл |
2 |
1 |
3 |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
2 |
9 |
23 |
Алтайский край |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
0 |
2 |
7 |
22 |
Ивановская область |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
5 |
22 |
Красноярский край |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
8 |
22 |
Липецкая область |
2 |
1 |
3 |
0 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
9 |
22 |
Московская область |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
6 |
22 |
Орловская область |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
8 |
22 |
Республика Татарстан |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
7 |
22 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
0 |
2 |
8 |
22 |
Чукотский автономный округ |
2 |
1 |
3 |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
9 |
22 |
Республика Мордовия |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
10 |
22 |
Самарская область |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
9 |
22 |
Смоленская область |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
0 |
3 |
7 |
22 |
Томская область |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
8 |
22 |
Калининградская область |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
7 |
22 |
Псковская область |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
0 |
1 |
8 |
22 |
Тверская область |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
8 |
22 |
Удмуртская Республика |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
0 |
1 |
9 |
22 |
Магаданская область |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
3 |
8 |
22 |
Карачаево-Черкесская Республика |
1 |
1 |
3 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
9 |
22 |
Тюменская область |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
9 |
21 |
Республика Тыва |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
8 |
21 |
Брянская область |
1 |
1 |
3 |
1 |
0 |
3 |
2 |
0 |
1 |
9 |
21 |
Республика Алтай |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
0 |
2 |
7 |
21 |
Краснодарский край |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
7 |
21 |
Сахалинская область |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
3 |
9 |
21 |
Республика Ингушетия |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
8 |
21 |
Амурская область |
1 |
1 |
3 |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
2 |
8 |
20 |
Калужская область |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
9 |
20 |
Кемеровская область |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
8 |
20 |
Республика Крым |
1 |
1 |
3 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
2 |
9 |
20 |
Москва |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
20 |
Оренбургская область |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
3 |
2 |
0 |
3 |
6 |
20 |
Республика Саха (Якутия) |
2 |
1 |
3 |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
9 |
20 |
Свердловская область |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 |
2 |
0 |
1 |
10 |
20 |
Курганская область |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
0 |
0 |
12 |
20 |
Ниже среднего наблюдатели НОМ оценили «народность» 17 избирательных комиссий, которые набрали менее 20 баллов из 35 возможных (табл. 3). Замыкают рейтинг Тульская (11 баллов) и Омская (14 баллов) области, а также Республика Бурятия (16 баллов). Наблюдатели отмечают закрытость избиркомов, отсутствие удобной навигации на сайтах и минимальное количество актуальной информации в открытом доступе. «Национальный общественный мониторинг» в ближайшее время подготовит и направит в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации результаты исследования и рекомендации по обеспечению открытости работы организаторов выборов.
Табл. 3
Аутсайдеры рейтинга народного ожидания
Субъект РФ |
Помещение ИКС РФ |
Личный прием |
Консультации по телефону |
Обучение |
Сайт |
Общий балл комиссии | |||||
Доступ без уведомления |
Проход без документов |
Запись на прием |
График проведения приемов |
Наличие горячей линии |
Компетентность специалистов |
Консультация со специалистом |
График обучения |
Актуальность обучающих материалов | |||
Воронежская область |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
0 |
3 |
5 |
19 |
Курская область |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
9 |
19 |
Саратовская область |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
7 |
19 |
Астраханская область |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
3 |
6 |
19 |
Владимирская область |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
9 |
18 |
Республика Карелия |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
2 |
0 |
2 |
6 |
18 |
Челябинская область |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
1 |
3 |
6 |
18 |
Ярославская область |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
6 |
18 |
Республика Башкортостан |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
2 |
0 |
1 |
7 |
17 |
Республика Северная Осетия — Алания |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
0 |
3 |
2 |
17 |
Ненецкий автономный округ |
2 |
2 |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
7 |
17 |
Пермский край |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
8 |
17 |
Кировская область |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
3 |
4 |
16 |
Рязанская область |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
8 |
16 |
Республика Бурятия |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
5 |
16 |
Омская область |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
7 |
14 |
Тульская область |
1 |
1 |
3 |
1 |
0 |
- |
- |
0 |
- |
5 |
11 |