https://www.high-endrolex.com/26

Общественные наблюдатели - гаранты прозрачности выборов

05.07.2022

В начале 2022 года в журнале «Среднерусский вестник общественных наук» (Т. 17. № 1) была опубликована статья доктора политических наук, профессора Тамбовского государственного технического университета, председателя Общественной палаты Тамбовской области и эксперта НОМ Владимира Пенькова.

В материале под названием «Общественное наблюдение за электоральными процессами как инструмент гражданского контроля» автор подробно анализирует развитие института общественного наблюдения за выборами, начиная с 2014 года, когда в России был принят закон о «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (№212-ФЗ), а также задачи общественных наблюдателей в рамках актуального политического контекста и применяемых различными силами практик манипуляции общественным сознанием.

Рассматривая феномен общественного контроля через призму выборов, исследователь оценивает результативность этой работы, формулирует рекомендации по её совершенствованию. Существенное внимание автор уделяет анализу опыта работы Общественного штаба по наблюдению за выборами в Тамбовской области и тем инструментам, которые применялись наблюдателями на выборах прошлых лет.

В частности, В. Пеньков указывает, что с момента принятия закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в стране сформированы правовые основы общественного контроля и наработана разнообразная практика исполнения контрольных функций Общественной палатой России, региональными общественными палатами и НКО.

Рассматривая выборы как управляемый конфликт в социально-политической сфере, автор выделяет проблему конфликтогенных зон, приводящих к формированию «полюсов мнений», отражающих ценностные, идеологические и поведенческие приоритеты различных социальных групп.

Политическая поляризация, как считает В. Пеньков, повышает конфликтогенность социальных процессов, ведет к возникновению напряженности в отношениях по линии «власть-общество». Такие процессы, считает автор материала, развиваются мозаично и существенное влияние на их развитие оказывает коммуникация посредством каналов, неподконтрольных официальным структурам.

Отдельное внимание в материале уделяется феномену «постправды», который по сути, можно свести к тому, что факты, события, сообщения в информационном поле становятся в определённой мере вторичными. На первое место выходят их толкования и комментирование. «В пространстве «постправды» становятся востребованными информационная анонимность, бездоказательность аргументов, появление фейков», - подчеркивает исследователь. Именно фейки являются основным информационным инструментом политической поляризации, в том числе в электоральной коммуникации. В ходе прошедших в 2021 году выборов в Государственную Думу, по данным мониторинга Общественной палаты России было зафиксировано более 39 тыс. фейков, так или иначе связанных с ходом думской кампании.

В. Пеньков приходит к выводу, что «наиболее оптимальной моделью деполяризации информационного пространства представляется открытость властей и муниципалитетов» и их включённость в коммуникативное пространство (в том числе, социальные сети), развитие диалоговых форм общения с гражданами. 

Значимым инструментом снижения политической поляризации - общественное наблюдение за выборами.

Одним из векторов политической поляризации В. Пеньков называет попытки «наделить избирательную систему и сами электоральные процедуры врождённой «презумпцией виновности». В частности, напоминает он, ряд структур заранее объявляли о будущих нарушениях и фальсификациях, а Европарламент призывал не признавать результаты голосования после предварительного доклада миссии БДИПЧ ОБСЕ, содержащего необоснованные и тенденциозные негативные оценки российской выборной системы и демонстративного отказа структур ОБСЕ направить в Россию своих наблюдателей. 

Автор подчеркивает значимость обеспечения автономности и профессионализма института общественного наблюдения за выборами и рассказывает об инструментах, с помощью которых ведется работа в данном направлении. Это, в частности, системное обучение корпуса потенциальных наблюдателей. Так, в 2021 году такое обучение прошли более 200 тыс. общественных наблюдателей. Это «Золотой стандарт» наблюдения, впервые внедренный в 2020 году и доработанный в 2021 с учетом изменений, внесенных в законодательство, и требований Роспотребнадзора, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции. Это и механизм видеонаблюдения, который в 2021 году впервые был применен в новом формате.

В. Пеньков детально анализирует опыт работы Центра общественного наблюдения в Тамбовской области. Видеонаблюдение с прямой трансляцией было организовано на 332 избирательных участках и в помещениях всех 32 территориальных избирательных комиссиях. На 562 участках велась непрерывная видеофиксация происходящего с помощью видеорегистраторов.

Доступ к видеотрансляции получили все участники выборов, при этом перед штабом стояла задача сконцентрировать наблюдение посредством видеотрансляций в юридически значимых целях. В общей сложности в региональный ЦОН поступило 172 заявки на участие в видеонаблюдении. Было принято 40 сообщений с признаками возможных инцидентов, которые в оперативном порядке рассматривались экспертной группой центра. Преимущественно сообщения касались организационно-технических аспектов и соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.

«Центр был не столько средством контроля избирательного процесса, сколько оказывал содействие в обеспечении гласности и прозрачности голосования», - отмечает В. Пеньков. Он приходит к выводу, что видеонаблюдение стоит рассматривать как вспомогательный инструмент в контроле за выборами.

Эксперт также отмечает необходимость дополнительного уточнения правового статуса мобильных экспертных групп.

Работу общественных наблюдателей автор называет фактором повышения степени доверия между властью и обществом. «Общественный контроль… способствует, с одной стороны, открытости управленческих процедур, с другой - социализации активной части населения и вовлечения некоммерческих организаций в процессы выработки значимых управленческих решений в сфере публичной политики», - говорит он, указывая на то, что такая деятельность должна носить «реальный, а не имитационный характер».

По мнению В. Пенькова, повышение гражданской активности на этом направлении лучше всего характеризует рост численности наблюдателей. Так, в 2019 году за выборами в единый день голосования наблюдало 40 тысяч человек, в 2020 году - 57 тысяч, а в 2021 на выборы в регионе были направлены более 100 тысяч обученных наблюдателей.

В заключении статьи автор приходит к выводу о том, что необходимо дополнительное уточнение правового статуса наблюдателя, мобильных экспертных групп, что может способствовать своевременному привлечению к ответственности распространителей недостоверной информации о выборах. Совершенно очевидным, по мнению В Пенькова, является и тот факт, что фактором повышения степени доверия между властью и обществом является развитие также экспертного сообщества.

Читайте также

На круглом столе «Общество и выборы» в Санкт-Петербурге ответственный секретарь СПЧ Александр Точенов предложил регионам Северо-Запада объединиться для создания неформальной молодёжной площадки для обмена мнениями о выборах — предполагается, что Северная столица может стать «центром притяжения» всех молодых людей, кто интересуется выборами и готов участвовать в наблюдении за избирательными процедурами.

Вероятность, что действующие губернаторы победят в первом туре выборов рамках ЕДГ 8 сентября, близка к 100%, при этом врио глав регионов также имеют отличные шансы на избрание. К такому выводу пришли эксперты на круглом столе ЭИСИ. При этом жители регионов демонстрируют значительный интерес к избирательному процессу, а явка обещает быть высокой. По мнению экспертов, текущие региональные избирательные кампании являются электоральным послесловием к прошедшим в марте президентским выборам, и этим объясняется высокий уровень «консолидации вокруг флага», а длительность этого феномена наблюдается впервые.

28 июля в Венесуэле пройдут президентские выборы. Борьбу за пост главы государства ведут 10 политиков, в том числе действующий лидер республики Николас Мадуро. В случае победы президента велика вероятность, что оппозиция не признает результаты выборов и выведет людей на улицы, тем самым дестабилизируя обстановку в стране, считают эксперты НОМ. Кроме того, в этом случае США могут ввести новые санкции против Венесуэлы. Если же победит оппозиция, что при условии огромной роли военных в политической системе страны маловероятно, то это будет совершенно другая страна, с которой предстоит заново выстраивать отношения, в том числе и России, полагают эксперты.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26