Сергей Шачнев о конституционной реформе в контексте развития российской демократии

12.04.2020

Директор Брянского филиала РАНХиГС, кандидат культурологии, доцент, председатель научно-консультативного совета при Общественной палате Брянской области Сергей Шачнев считает, что в рамках предлагаемых изменений к Конституции Российской Федерации, вынесенных на общероссийское голосование, очень важным является широкое обсуждение смысла поправок, общественная дискуссия. Известно, что результатом голосования является одобрение или отклонение рассматриваемого предложения.

Это действительно будет голосование, а не референдум. Ведь речь не идет о первой, второй или девятой главах Конституции, изменения к которым требуют проведения референдума. Здесь для принятия поправок достаточно процедуры, аналогичной принятию федерального конституционного закона.
Однако, в свою очередь, процедуры, о которой мы сегодня говорим в виде общероссийского голосования по поправкам к Конституции Российской Федерации, закон не предусматривает.

Если мы посмотрим на порядок внесения изменений в главы 3-8 Конституции Российской Федерации, то увидим, что в законе нет требований об учете мнения населения путем общероссийского голосования. Голосование по поправкам к Конституции Российской Федерации является аналогом плебисцитов-референдумов, которые проводятся в разных странах по сущностным вопросам развития общества и государства. Таким образом, процедура внесения поправок полностью согласуется с международной практикой внесения изменений в Основные законы государств. В нашем случае речь идет об изменениях к Конституции Российской Федерации, которые определяют дальнейшие приоритетные направления развития страны. Именно поэтому, только в случае положительного решения, они вступают в силу. По сути это обязательность реализации воли граждан, выраженной в форме общероссийского голосования.
Общероссийское голосование – это возможность для граждан страны быть максимально вовлечёнными в процесс обсуждения поправок и, как итог, – в процесс принятия или непринятия таких конституционных изменений.

Принятый порядок утверждения федерального конституционного закона по поправкам развивает и укрепляет институт демократии в России, практическая реализация которого позволяет выявить позицию граждан и принять окончательное решение только в случае общероссийского одобрения, что в свою очередь будет способствовать легитимации поправок в Конституцию.

Читайте также
В СМИ появились размышления на тему того, что изменения законодательства о выборах для реализации избирательных прав вахтовых работников якобы могут повлечь нарушения их избирательного права. Эксперт НОМ, председатель Общественной палаты ЯНАО Дмитрий Заякин считает эти умозаключения совершенно беспочвенными и объясняет в своем комментарии, почему это не так.

28 января Ассоциация НОМ открыла серию онлайн-обсуждений с экспертами из регионов по актуальным вопросам в сфере выборов. Первой темой стали муниципальные выборы, а именно опыт, перспективы и проблемы общественного наблюдения в ходе их проведения. Эксперты подчеркнули: за предыдущие годы накоплен хороший опыт независимого контроля за чистотой голосования на местах, однако эту работу необходимо усиливать, привлекая к ней всё большее число активных граждан, общественников и партий.

Эксперты НОМ прокомментировали инициативу о внесении изменений в закон о выборах в части дистанционного электронного голосования, а также порассуждали о востребованности технологии для россиян.