Сергей Шачнев о конституционной реформе в контексте развития российской демократии

12.04.2020

Директор Брянского филиала РАНХиГС, кандидат культурологии, доцент, председатель научно-консультативного совета при Общественной палате Брянской области Сергей Шачнев считает, что в рамках предлагаемых изменений к Конституции Российской Федерации, вынесенных на общероссийское голосование, очень важным является широкое обсуждение смысла поправок, общественная дискуссия. Известно, что результатом голосования является одобрение или отклонение рассматриваемого предложения.

Это действительно будет голосование, а не референдум. Ведь речь не идет о первой, второй или девятой главах Конституции, изменения к которым требуют проведения референдума. Здесь для принятия поправок достаточно процедуры, аналогичной принятию федерального конституционного закона.
Однако, в свою очередь, процедуры, о которой мы сегодня говорим в виде общероссийского голосования по поправкам к Конституции Российской Федерации, закон не предусматривает.

Если мы посмотрим на порядок внесения изменений в главы 3-8 Конституции Российской Федерации, то увидим, что в законе нет требований об учете мнения населения путем общероссийского голосования. Голосование по поправкам к Конституции Российской Федерации является аналогом плебисцитов-референдумов, которые проводятся в разных странах по сущностным вопросам развития общества и государства. Таким образом, процедура внесения поправок полностью согласуется с международной практикой внесения изменений в Основные законы государств. В нашем случае речь идет об изменениях к Конституции Российской Федерации, которые определяют дальнейшие приоритетные направления развития страны. Именно поэтому, только в случае положительного решения, они вступают в силу. По сути это обязательность реализации воли граждан, выраженной в форме общероссийского голосования.
Общероссийское голосование – это возможность для граждан страны быть максимально вовлечёнными в процесс обсуждения поправок и, как итог, – в процесс принятия или непринятия таких конституционных изменений.

Принятый порядок утверждения федерального конституционного закона по поправкам развивает и укрепляет институт демократии в России, практическая реализация которого позволяет выявить позицию граждан и принять окончательное решение только в случае общероссийского одобрения, что в свою очередь будет способствовать легитимации поправок в Конституцию.

Читайте также

«Практически каждый год на территории Смоленской области проходит несколько избирательных кампаний. Но 2022 год оказался особенно урожайным на выборы. В марте досрочно выбирали депутатов Совета одного из поселений, в мае состоялись довыборы депутата Смоленской областной Думы. Поэтому Координационный совет по общественному контролю за голосованием в регионе стал постоянно действующей структурой», - член ОП Смоленской области, главред СОГУП «Центральная объединенная редакция», эксперт НОМ Марина Проскурнина рассказала о планах работы общественников к выборам в сентябре 2022 года.

5 июля Центризбирком России утвердил порядок работы журналистов на выборах, которые пройдут в единый день голосования 11 сентября 2022 года. По словам Секретаря ЦИК России Натальи Будариной, базовый подход к аккредитации журналистов сохраняется – она останется уведомительной. Аккредитованные журналисты получат право работать на участках на протяжении всего периода голосования, подсчета голосов и установления итогов выборов, они смогут присутствовать на заседаниях избиркомов и при выездном голосовании.

Два года назад граждане Российской Федерации приняли поправки к Конституцию России. За изменения проголосовало подавляющее большинство избирателей – 77,92%. Это первое с момента принятия в 1993 году Конституции серьезное изменение текста Основного закона. Содержание и значимость принятых поправок столь существенны, что вполне корректно говорить о настоящей конституционной реформе, считает политолог, эксперт НОМ Владимир Шаповалов. Своим мнением эксперт поделился в колонке на портале НОМ.