Сергей Шачнев о конституционной реформе в контексте развития российской демократии

12.04.2020
12.04.2020

Директор Брянского филиала РАНХиГС, кандидат культурологии, доцент, председатель научно-консультативного совета при Общественной палате Брянской области Сергей Шачнев считает, что в рамках предлагаемых изменений к Конституции Российской Федерации, вынесенных на общероссийское голосование, очень важным является широкое обсуждение смысла поправок, общественная дискуссия. Известно, что результатом голосования является одобрение или отклонение рассматриваемого предложения.

Это действительно будет голосование, а не референдум. Ведь речь не идет о первой, второй или девятой главах Конституции, изменения к которым требуют проведения референдума. Здесь для принятия поправок достаточно процедуры, аналогичной принятию федерального конституционного закона.
Однако, в свою очередь, процедуры, о которой мы сегодня говорим в виде общероссийского голосования по поправкам к Конституции Российской Федерации, закон не предусматривает.

Если мы посмотрим на порядок внесения изменений в главы 3-8 Конституции Российской Федерации, то увидим, что в законе нет требований об учете мнения населения путем общероссийского голосования. Голосование по поправкам к Конституции Российской Федерации является аналогом плебисцитов-референдумов, которые проводятся в разных странах по сущностным вопросам развития общества и государства. Таким образом, процедура внесения поправок полностью согласуется с международной практикой внесения изменений в Основные законы государств. В нашем случае речь идет об изменениях к Конституции Российской Федерации, которые определяют дальнейшие приоритетные направления развития страны. Именно поэтому, только в случае положительного решения, они вступают в силу. По сути это обязательность реализации воли граждан, выраженной в форме общероссийского голосования.
Общероссийское голосование – это возможность для граждан страны быть максимально вовлечёнными в процесс обсуждения поправок и, как итог, – в процесс принятия или непринятия таких конституционных изменений.

Принятый порядок утверждения федерального конституционного закона по поправкам развивает и укрепляет институт демократии в России, практическая реализация которого позволяет выявить позицию граждан и принять окончательное решение только в случае общероссийского одобрения, что в свою очередь будет способствовать легитимации поправок в Конституцию.

Больше важных новостей в Telegram-канале «NOM24». Подписывайся!

Назад к списку
Читайте также
Голосование заключённых на выборах в сентябре будет проводится под общественным контролем
28.07.2021 18:47:00
Система ДЭГ гарантирует тайну волеизъявления и однократность голосования
28.07.2021 18:41:00
ЦИК утвердил порядок аккредитации журналистов для работы на выборах – мнение самих журналистов
28.07.2021 13:30:00