ЦИК принял единые требования для электронного голосования – оценка IT-эксперта

27.04.2022

Центризбирком России на очередном заседании в среду принял нормативные правовые акты, которые устанавливают единые требования и порядок проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) с использованием федеральной системы на выборах. Заместитель председателя ТИК ДЭГ на выборах 2021 года, IT-эксперт Олег Артамонов считает, что принятые требования отражают успешный опыт проведения ДЭГ, однако есть вопросы, которые нужно прописать в документах более подробно.

Заместитель председателя ЦИК России Николай Булаев подчеркнул, что принятые к государственным информационным системам требования распространяются на все случаи применения ДЭГ.

Для проведения ДЭГ могут использоваться только сертифицированные федеральные и региональные платформы. Они должны предусматривать защиту информации (не составляющую государственную тайну), защиту персональных данных и наличие оценки соответствия системы определённым требованиям в форме аттестации.

Что касается наблюдения за ходом ДЭГ, то, как и прежде, будет два варианта: в режиме реального времени на общедоступной платформе в сети Интернет и посредством доступа к отдельному узлу (ноде). В первом варианте в наблюдении могут принять участие фактически все желающие, во втором – партии, общественные объединения и зарегистрированные кандидаты, которые могут направить по три наблюдателя.

Заместитель председателя ТИК ДЭГ на выборах 2021 года, IT-эксперт Олег Артамонов считает, что принятые нормативные акты отражают чётко отработанный алгоритм проведения электронного голосования на выборах.

«В проектах мы видим закрепление роли Общественной палаты, ноды наблюдения – то, с чем последние два года мы работали на уровне договорённостей с ЦИК России и другими структурами. Однако, хочу подчеркнуть, что вопрос качественной подготовки наблюдателей к наблюдению за ДЭГ, по-прежнему остаётся», - заявил Олег Артамонов.

IT-эксперт обратил внимание, что дистанционное электронное голосования – специфическая форма участия в выборах, при которой наблюдателям требуется высокий уровень технической грамотности, вплоть до умений разработки собственного инструментария. «Я надеюсь, что партии и общественные организации, которые будут направлять своих наблюдателей, не будут питать иллюзий, а отнесутся серьёзно к их предварительной подготовке», - заявил Олег Артамонов.

Что же касается оценки самих нормативных документов, то, по словам зампреда ТИК ДЭГ, это определённо «движение в правильном направлении». «Документы институализируют многие вещи в наблюдении за ДЭГ, что способствует большей прозрачности этой формы голосования», - поделился мнением он. При этом Олег Артамонов заметил, что некоторые вопросы в документах требуют дальнейшей доработки – «на уровне конкретизации терминологии».

Так, например, необходимо чётко прописать понятие «ноды» наблюдения – в первую очередь для понимания того, к чему она предоставляет доступ, а к чему нет. «Мы в течение ближайших дней представим в ЦИК России свои варианты поправок замечаний», - заявил IT-специалист.

Читайте также

На этой неделе стартовало досрочное голосование на выборах Президента РФ. С 25 февраля по 14 марта оно пройдет в 42 субъектах РФ. По данным ЦИК на вечер 27 февраля в 18 субъектах досрочно проголосовало уже 43.622 избирателя. Голосование проходит в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, которые в день голосования будут находится в плавании. Подробнее – в обзоре НОМ.

IT-специалисты доказали, что исказить голоса избирателей в федеральной системе ДЭГ невозможно. Глава ТИК ДЭГ Олег Артамонов и один из разработчиков технологии Дмитрий Кузнецов, уничтожили «бюллетень», после чего показали, что вмешательства становятся видны всем наблюдателям моментально. Эксперимент проводился в прямом эфире в рамках обучающего вебинара в ОП РФ.

Стратегическую программу развития страны на шесть лет представил Владимир Путин в ежегодном Послании Федеральному собранию РФ в Гостином дворе. Напрямую тему выборов глава государства не затрагивал, однако подчеркнул значимость развития страны как суверенного государства, что само по себе подразумевает проведение независимых выборов без вмешательства извне. Подробнее – в материале НОМ.