Владимир Шаповалов: Россия вступила в новый этап российского конституционализма

04.07.2022

Два года назад граждане Российской Федерации приняли поправки к Конституцию России. За изменения проголосовало подавляющее большинство избирателей – 77,92%. Это первое с момента принятия в 1993 году Конституции серьезное изменение текста Основного закона. Содержание и значимость принятых поправок столь существенны, что вполне корректно говорить о настоящей конституционной реформе, считает политолог, эксперт НОМ Владимир Шаповалов. Своим мнением эксперт поделился в колонке на портале НОМ.

«Не меняя основы Конституции (демократический, республиканский, правовой, социальный и федеративный характер Российского государства) поправки наполнили качественно новым содержанием целый ряд конституционных норм. Влияние принятых изменений на развитие российского общества и государства позволяет сделать вывод о новом качестве российской государственности, новом этапе развития России.

Ключевыми для развития России являются нормы, наполняющие содержанием принцип социального государства и комплекс социальных прав и гарантий, утверждающие абсолютный суверенитет и верховенство Конституции России на территории страны, определяющие ценностные основания российского общества в качестве конституционных норм и принципов. Значимые изменения внесены в нормы, регламентирующие федеративное устройство и правовой статус и полномочия федеральных органов государственной власти. Фундаментальное значение для российского конституционализма имеет норма о единой системе публичной власти. Данные нормы позволяют завершить конституционно-правовое оформление российской политической системы, расширить и укрепить российскую демократию и федерализм.

При этом необходимо отметить, что существенное значение представляет не только содержание поправок, но и механизмы прямой демократии, примененные при внесении изменений в текст Конституции России. В соответствии с нормами законодательства поправки могли быть приняты без участия избирателей, при помощи парламентских процедур. Однако важность поправок стала определяющей для решения о необходимости прямого участия граждан России в процедуре их рассмотрения и принятия. Была разработана и принята процедура общероссийского голосования, соответствующая лучшим традициям и принципам демократического принятия политических решений.

Важно отметить тот факт, что в ходе голосования получила апробацию новая для России форма голосования – многодневное голосование. Впервые на федеральном уровне в ряде регионов было проведено дистанционное электронное голосование. Апробация новых форм прошла успешно. Обе формы голосования получили признание и одобрение россиян, а опыт их применения в ходе общероссийского голосования стал важной вехой в развитии российской избирательной системы.
Общероссийское голосование продемонстрировало значительный потенциал российского гражданского общества, обеспечившего высокий уровень открытости и транспарентости системы голосования.

В результате действий российских общественных организаций и гражданских активистов удалось обеспечить участие в голосовании более 500 тысяч общественных наблюдателей. Это стало беспрецедентной в международной практике мерой по обеспечению общественного контроля, позволило избежать нарушений и конфликтных ситуаций в ходе голосования. Участие в процедуре полумиллиона общественных наблюдателей обеспечило дальнейшее развитие института общественного наблюдения, его юридическое оформление и широкое практическое применение в последующих избирательных кампаниях».

Читайте также

В ходе заседания 28 февраля Центризбирком определился с количеством участков для досрочного голосования за рубежом – их будет 67 в 45 странах. Также в ходе реализации проекта «ИнформУИК» удалось выяснить, что принять участие в выборах Президента РФ собираются более 80% избирателей, сообщила глава ЦИК Элла Памфилова. Кроме того, было принято постановление, вносящее поправки в Разъяснения порядка назначения наблюдателей на выборах Президента РФ.

В Общественной палате РФ представили обновлённую версию «Золотого стандарта» наблюдения за выборами Президента России, а также презентовали новый информационно-аналитический доклад Ассоциации НОМ. Как подчеркнул член СПЧ, председатель НОМ Александр Брод, инфраструктура общественного наблюдения в регионах полностью готова: работают 89 общественных штабов, которые обучили порядка 200 тысяч общественных наблюдателей. Кроме того, регионы готовят к трём дням голосования интерактивные форматы: стрим-студии, чат-боты, а также пресс-брифинги. Подробнее – в материале НОМ.

Общественные штабы на прошедшей неделе активно работали в ходе избирательной кампании по выборам Президента РФ – заключали соглашения с партиями, проводили обучающие семинары и мероприятия для прессы, проверяли возможности контроля за процессом выборов на всех избирательных участках, включая участки в местах принудительного содержания. Подробнее – в материале НОМ.