В ходе пленарной сессии «Институт независимого наблюдения в России: правовой статус, полномочия, юридическая ответственность» секретарь Центральной избирательной комиссии РФ Майя Гришина сообщила о том, что Центризбирком может принять ряд распорядительных документов о применении Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Выборы» и прочих технических средств на Общероссийском голосовании по внесению поправок в Конституцию:
— Мы планируем рассмотреть распорядительные акты, касающиеся применения ГАС «Выборы», внедрения технических средств, чтобы запустить подготовку, тестирование и проведение профилактических работ.
По словам Майи Гришиной, ЦИК РФ планирует открыть горячую линию по информированию граждан о процедуре Общероссийского голосования по законопроекту о поправках в Конституцию, предложенному главой государства, и создать тематический сайт "Конституция 2020", на котором будет собрана информация как о порядке голосования, так и о содержании поправок.
—Когда начнется информационная кампания обязательно будет работать горячая линия - бесплатная, многоканальная, с разъяснительной частью, с возможностью подачи жалоб и обращений ", - отметила секретарь ЦИК.
Также Майя Гришина сообщила, что Центризбирком ждёт от экспертного сообщества помощи как в организации и проведении общественного наблюдения за предстоящим голосованием по поправкам, так и в подготовке членов участковых избирательных комиссий.
Председатель Ассоциации НОМ Александр Точенов рассказал о том, как будет выглядеть апрельское Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию:
— Возможности по наблюдению будут несколько другими, - отметил Александр Точенов. - Только Общественная палата России и региональные палаты имеют право направлять наблюдателей на участки. Наблюдателями станут не только общественники, но и представители политических партий. Таким образом, палаты выступят единственными операторами в наблюдении за голосованием.
Директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев, в свою очередь, отметил, что перед Ассоциацией НОМ стоит серьёзная задача – количество общественных наблюдателей на Общероссийском голосовании по законопроекту о поправках в Конституции превысит 150 тысяч человек.
— В ближайшее время нам предстоит решить серьезную, важную и масштабную задачу. Количество наблюдателей на общероссийском голосовании по поправкам в Конституцию будет намного больше, чем 150 тысяч, которые были на президентских выборах.
По словам Максима Григорьева, основная задача по наблюдению за голосованием в апреле ляжет на региональные общественные палаты:
—С точки зрения общественного контроля ситуация более жесткая, чем на президентских выборах. Наблюдение нужно вести более масштабно, еще тотальнее.
Председатель Общероссийской общественной организации «Юристы за права и достойную жизнь человека» Александр Брод отметил, что участников мероприятия объединяет стремление сделать избирательные процессы открытыми, честными и доступными для участников выборов.
— Сегодня обсуждалось несколько важных тем. В частности, законодательное обеспечение выборов. При этом делался акцент на предстоящем голосовании по поправкам в Конституцию. Важным стало выступление представителя Центризбиркома Майи Гришиной относительно подготовки к этому процессу, открытию специального сервиса для мобильных телефонов, специального профильного сайта, – отметил Александр Брод
Исполнительный директор Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Алёна Булгакова рассказала о планах по развитию информационной платформы nom24, а также поделилась впечатлениями от мероприятия:
— Мы будем совершенствовать платформу nom24. Также мы обсуждаем возможность создания кибер-наблюдателя, который позволит посредством алгоритма выявлять фейковую информацию в информационных ресурсах и оптимизировать те ресурсы, которые у нас сейчас есть, что будет существенно влиять на объективность процессов. Сегодня дискуссия крайне активная, эксперты, которые здесь присутствуют – это лучшие из лучших в регионах. Это беспрецедентный опыт проведения мероприятия, когда лидеры общественного мнения из регионов, являющиеся представителями вузовских сообществ, теоретики и практики объединяются и находят конструктивные ответы на возникающие непростые вопросы.
Также Алена Булгакова рассказала о дальнейших планах деятельности движения «Корпус «За чистые выборы»:
— Эксперты, которые к нам приходят со студенческой скамьи, сегодня – лидеры общественного мнения в регионах, представляют преподавательское сообщество, избирательные комиссии. Безусловно, мы будем наращиваем наш опыт, готовить наблюдателей не только на единый день голосования, но также и на предстоящее голосование по поправкам в Конституцию России. Значимое роль будем отводить контролю за соблюдением избирательных прав граждан в ходе муниципальных выборов.
На экспертной сессии «Цифровизация избирательного процесса – практический опыт и перспективы, сильные и слабые стороны» член Центральной избирательной комиссии РФ Антон Лопатин рассказал участникам мероприятия о практическом опыте и перспективах цифровизации избирательного процесса. Спикер на конкретных примерах сообщил об опыте применения на выборах системы «Мобильный избиратель», видеонаблюдения, QR-кодирования, а также комплексов обработки избирательных бюллетеней, которых на данный момент насчитывается более 13 тысяч. «Использование КЭГ подходит к концу, на смену им приходят мобильные терминалы», — заявил Антон Лопатин.
Также Антон Лопатин отметил, что данные некоторых НКО касательно нарушений на выборах нужно тщательно проверять:
—ЦИК провел анализ карты нарушений организации «Голос» Оказалось, что лишь чуть более 10% жалоб касались реальных нарушений на выборах. Причем, это жалобы не на нарушения избирательного законодательства, а на нарушения определенных процедур.
Также Лопатин рассказал, что ЦИК занимается работой, связанной с персональными данными. По его словам, скоро ЦИК представит возможности использования единой системы идентификации персональных данных.
Антон Лопатин отметил, что на сегодняшний момент существует полная уверенность в защите от внешнего вмешательства в выборы, и «технические средства обеспечивают эту уверенность». По его словам, защищены, прежде всего, процедуры, описанные в законодательстве.
— Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы») не подключена к Интернету. Более того, если предположить, что система будет отключена, то, согласно процедуре, будет использована бумажная форма протокола, данные которой до этого были переведены в систему ГАС «Выборы». Таким образом обеспечивается двойной контроль. Помимо того, новая цифровая платформа дает возможность резервного дублирования данных системы. Кроме группы контроля за работой системы ГАС «Выборы» существует межведомственная рабочая группа, состоящая из представителей правоохранительных органов, которые следят исключительно за работой ГАС «Выборы».
В завершении первого дня мероприятия прошла тематическая сессия «Интернет – журналистика, традиционные СМИ и общественное наблюдение», в ходе которой участники интенсива обсудили вопросы ответственности журналисткой деятельности, а также её роли в осуществлении общественного наблюдения за выборами в стране. Председатель Комиссии по развитию информационного сообщества Общественной палаты РФ Александр Малькевич рассказал о ключевых трендах в информационном пространстве, в числе которых целенаправленные фальсификации, анонимность и дип-фейки.
— На мой взгляд, основная проблема, связанная с освещением выборов в данный момент, во многом коррелируется с одним из главных недостатков в работе СМИ последних месяцев. Это обилие фейковых новостей, отсутствие инструментов фактчекинга (в особенности – оперативных). Также, как и потоки лжи, непроверенной, панической информации о событиях в общественной жизни в целом идут через соцсети и СМИ, недостоверные сведения о выборах распространяются в медиапространстве. Некоторые из них – это даже не «дип-фейки» (до них еще не доросли). Мы же видели в сентябре 2019 года в соцсетях всевозможные видеоролики, на которых якобы был запечатлен вброс бюллетеней. Потом оказывалось, что это совсем не вбросы, а запечатленное на видео, в лучшем случае, датируется 2016 годом.
Александр Малькевич отметил, что из-за того, что в последние годы в огромных количествах принимаются и часто меняются законы, регулирующие избирательный процесс, СМИ не поспевают за этим.
— СМИ в целом еще не успели выработать механизмы, позволяющие оперативно выявлять и отсеивать фейки, блокировать их распространение. А в рамках освещения избирательного процесса проблема проявляется со всей остротой.