Эксперты: «Активизация партий на мунвыборах говорит об их серьёзной подготовке к Госдуме»

06.04.2021

4 апреля в восьми регионах страны прошли муниципальные выборы. Эксперты отмечают: избирательные кампании, несмотря победу в большинстве из них кандидатов от «Единой России», прошли в условиях высокой конкуренции за вакантные места. Активно проявившие себя парламентские и непарламентские партии, по мнению аналитиков, стремятся продемонстрировать свою политическую состоятельность перед избирателями в преддверии федеральных выборов в Госдуму.

Практически во всех кампаниях были заявлены кандидаты от парламентских партий, отметил заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки Владимир Шаповалов. Их представители чаще, чем кандидаты от других политических сил, доходят до «финиша» кампаний. Так, например, «Единая Россия» с результатом более 70% одержала победу на выборах глав Телеговского (Архангельская область) и Биртяевского (Кировская область) сельских поселений. Мандат в местную думу в Вагайском районе Тюменской области также получила кандидат от «Единой России».

При этом, обращает внимание политолог, на муниципальных выборах в ряде регионов лидирующих позиций удалось достичь и другим парламентским партиями. В частности, на выборах главы Урицкого наслега (Республика Саха (Якутия) большинство голосов избирателей получил представитель ЛДПР Владимир Корчагин. Кандидат от этой же партии и вместе с тем выдвиженец от КПРФ прошли и в состав Миякинского сельсовета (Республика Башкортостан).

Владимир Шаповалов также отметил, что на муниципальных выборах проявили себя и непарламентские политические партии, претендующие на места в Госдуме, в числе них: «Родина», «Коммунисты России», «Партия пенсионеров за социальную справедливость», «Зелёная альтернатива», «За правду» и другие. В большинстве кампаний они выдвигали своих кандидатов, однако многие не смогли успешно пройти этап регистрации.

Исключением стали выборы в читинскую городскую думу (Забайкальский край), по итогам которых вакантный мандат с результатом 38,54% получил представители партии «Родина», а также выборы в Совет депутатов подмосковного городского округа Пушкинский. По данным ГАС «Выборы» большинство голосов (44,21%) здесь получили представители «Единой России». Далее голоса распределись следующим образом: КПРФ - 18,75%, партия «Справедливая Россия» - 13,81%, «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» - 9,02%, ЛДПР - 7,99%, партия «Родина» 2,96%.

Большинство отказов в регистрации, которые чаще остальных получали представители непарламентских партий, в 100% случаев были юридически обоснованы, подчеркнул Владимир Шаповалов. «Первая причина – нарушения, связанные с представлением подписей избирателей в поддержку партий. Это стандартный, к сожалению, момент, с который происходит практически на всех выборах. А вторая - непредставление в должном виде необходимых документов. Не все партии, к сожалению, в должной мере ответственно подходят к этим важным электоральным процедурам, не достаточно активно проводят работу на местах», - пояснил эксперт.

В выборах принимали участие и самовыдвиженцы. На довыборах Музяковский сельсовет (Республика Башкортостан) такому кандидату удалось получить депутатский мандат (53,24%). Однако, замечает директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР) Виктор Потуремский, у самовыдвиженцев изначально меньше шансов одержать победу, чем у политических партий. «Кандидаты, идущие на выборы от партий, тем более от думских, имеют определённое преимущество, прежде всего, связанное с возможностью выдвижения кандидата. Это правильно и логично. Если партия имеет представительство на уровне Государственной Думы, то она точно подтвердила свою состоятельность как политическая сила. Для самовыдвиженцев, не обладающих необходимым уровнем доверия со стороны избирателей, зачастую оказывается трудной задача собрать необходимое число подписей», - поделился мнением эксперт. Партийное выдвижение, по его словам, это универсальный тренд в электоральном поле 2021 года – «прошедшие муниципальные выборы ещё раз доказали, что партийная система работает и её долгий путь развития показывает свои результаты».

В целом, аналитики отмечают, что все последние муниципальные кампании, проходят в условиях всё более повышающейся конкурентности. «Активизация партий на муниципальном уровне является сигналом, свидетельствующим о том, что игроки на электоральном поле стремятся доказать свою дееспособность, продемонстрировать избирателям свои успехи и отточить электоральные практики накануне выборов в Госдуму. Уже сегодня очевидно, что высокий уровень конкуренции станет одним из ключевых трендов предстоящей федеральной кампании», - заявил Владимир Шаповалов, добавив, что наблюдаемые процессы – прямое подтверждение реализации демократических принципов избирательной системы.

Читайте также
В среду Госдума приступит к рассмотрению поправок в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», разработанный, как указано в Пояснительной записке «в целях обеспечения реализации принципа единства системы публичной власти, повышения эффективности органов местного самоуправления и укрепления их финансовой обеспеченности». Эксперт НОМ, профессор Самарского университета, член областной Общественной палаты Виктор Полянский в своей колонке размышляет, почему необходимость поменять систему МСУ назрела давно.

23 января в республиках Башкортостан и Бурятия, а также в Кировской области прошли муниципальные выборы. Большинство голосов избирателей получили кандидаты от партии «Единая Россия», самовыдвиженцы и в одном случае представитель КПРФ. Эксперты НОМ традиционно комментируют итоги кампаний, обращая внимание на то, что выборы прошли в спокойной обстановке и без проблемных инцидентов.  

В Общественной палате РФ прошли слушания по законопроекту о введении для всех выборов и референдумов в России единых принципов проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Эксперты сделали акцент на необходимости чёткого закрепления в законе возможностей и гарантий общественного наблюдения за технологией. По словам участников слушаний, одной из главных задач должна стать работа по повышению доверия избирателей к ДЭГ через разъяснение сложных технических вопросов. По итогам слушаний была предложена резолюция. В ней участники рекомендовали ко второму чтению доработать законопроекта с точки зрения обеспечения наблюдения за ДЭГ.