https://www.high-endrolex.com/26

Выборы депутатов парламента и президента Северной Македонии: мнения экспертов НОМ

06.05.2024

8 мая в Северной Македонии пройдут парламентские выборы, в которых принимают участие 17 политических партий. По словам аналитиков, реальные шансы на победу есть у семи из них. В этот же день в стране пройдёт второй тур президентских выборов, его итоги во многом будут зависеть от голосов албанского населения страны. В материале НОМ – главное об избирательных кампаниях и особенностях организации выборов в стране.

Как рассказал старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Николай Подчасов, в парламентских выборах примут участие 17 политических партий и коалиций. Самый высокий шанс на прохождение в парламент есть у семи политических сил.

Эксперт уточнил, что речь, прежде всего, о двух македонских коалициях, поочерёдно управляющих страной с 1991 г.: Социал-демократический союз Македонии (СДСМ) и Внутренняя македонская революционная организация – Демократическая партия за македонское национальное единство (ВМРО-ДПМНЕ). Также конкуренцию им составляют два главных соперника из албанского лагеря: доминирующий в этой части политического спектра с 2001 г. Демократический союз за интеграцию (ДСИ) и объединившаяся против неё накануне выборов коалиция «Ценности».

Помимо этих четырёх основных игроков в парламент, по мнению эксперта, могут пройти три македонские политические силы: партия «Левые», новое движение «За нашу Македонию», созданное мэром Куманово и ещё один политический новичок – «Гражданская опция для Македонии», созданный мэром столичного муниципалитета Карпош.

«Главным отличием от предыдущего парламента должна стать бóльшая определённость в раскладе сил. На выборах 2020 г. правящей партии СДСМ удалось добиться победы лишь формально, благодаря ранее не испробованному средству: предвыборной коалиции с албанской партией «Беса». Результатом стало очень хрупкое правительственное большинство, которое находилось в зависимости от постоянно меняющихся коалиций в албанском лагере. Союзники-албанцы по внутренним причинам переходили в оппозицию, вынуждая СДСМ бросаться на поиски новых партнёров, подкупая их всё большим количеством мест в составе правительства. Постоянные уступки представителям этнического меньшинства раздражали основную часть населения страны и дополнительно подрывали популярность правящей партии», – рассказал Н. Подчасов.

В этой связи, по мнению эксперта, ожидается, что в новом парламенте ВМРО-ДПМНЕ будет иметь более стабильные позиции, чем её предшественник. «Пока не ясен состав будущего правительства, однако партия-фаворит ясно дала понять, что постарается нарушить ещё одну традицию и избежать союза с ДСИ – ведущей силой из албанского сектора», – считает аналитик. Поддержки ВМРО-ДПМНЕ добавляет и тот факт, что в своём качестве лидера оппозиции, партия подвергала критике политику предыдущего правительства, называя её чересчур уступчивой за счёт национальных интересов. Обращение к национальной гордости сограждан позволило ВМРО-ДПМНЕ заработать определённый авторитет.

Что касается перспектив изменения политики на российском направлении, то здесь едва ли можно ожидать резких изменений, уверен Н. Подчасов. «Максимум, на что можно рассчитывать – это на то, что новое правительство не будет пытаться продемонстрировать свою лояльность западным партнёрам за счёт показательных антироссийских акций. Официальный курс Скопье, скорее всего, будет по-прежнему развиваться в русле общей политики НАТО, в которое Северная Македония входит, и ЕС, в который она стремится», – отметил он.

Президентские выборы, которые пройдут одновременно с парламентскими, считает Н. Подчасов, «могут несколько отвлечь избирателей от мелких партий и придать дополнительный импульс политическим силам, стоящим за двумя главными кандидатами на пост президента (ВМРО-ДПМНЕ и СДСМ)».

Напомним, по итогам обработки бюллетеней с 99% участков, наибольшую поддержку избирателей получила кандидат от оппозиционной партии «Внутренняя македонская революционная организация – Демократическая партия за македонское национальное единство» Гордана Силяновска-Давкова — 40,08% голосов. Второе место занял действующий президент, представитель Социал-демократического Союза Македонии (СДСМ) Стево Пендаровски – 19,93%. Участие в голосовании 24 апреля приняли более 904 тыс. избирателей, явка составила около 50%.

Действующий глава государства вместе с поддержавшей его партией СДСМ считается ответственным за неудачи евроинтеграции Северной Македонии, и этот факт значительно повысил результат кандидата от оппозиции, сказал Н. Подчасов. Ранее эксперт отмечал, что исход второго тура будет во многом зависеть от голосов албанского населения страны. В сумме представители албанцев набрали в первом туре около 24%. «Если, как подозревают некоторые эксперты, албанские партии поддержат действующего главу государства, у него появится реальный шанс сохранить свой пост на второй срок», – предполагал он.

Член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук Владимир Лысенко привёл несколько интересных фактов об особенностях организации выборов в стране:

– Законодательство страны не предусматривает: голосование по доверенности, голосование по почте, голосование с использованием открепительного удостоверения, электронное голосование с использованием технических средств подсчета голосов, дистанционное электронное голосование (Интернет-голосование), другие виды голосования, а также видеонаблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей.
– В день голосования в помещении участковой избирательной комиссии идентификация избирателей осуществляется с помощью сканеров отпечатков пальцев.
– Списки избирателей включают фотографию избирателя.
– Избиратели, в том числе зарубежные македонские избиратели, могут ознакомиться со списком избирателей в электронном виде на предмет включения в список избирателей и точности персональных сведений о себе: списки избирателей размещены на сайте Государственной избирательной комиссии Северной Македонии в сети Интернет, лично в помещениях ее региональных отделов (управлений) по регистрации и учету избирателей.
– Законодательство не предусматривает явку избирателей в качестве одного из оснований признания парламентских выборов состоявшимися, т.е. явка избирателей не имеет юридического значения.
– Рассмотрение жалоб проводится Государственной избирательной комиссией Северной Македонии публично в течение трех дней, при этом указанные заседания Комиссии, как правило, транслируются в прямом эфире по национальному телевидению.
– Законодательством закреплен институт национального (общественного) наблюдения на президентских и парламентских выборах.
– Непосредственные участники парламентских выборов – политические партии, политические коалиции, группы избирателей вправе назначить своих уполномоченных представителей в каждую избирательную комиссию.
– Заявление об аккредитации в качестве наблюдателей могут подать национальные общественные организации (объединения), иностранные организации, международные организации и представители иностранных государств.
– Государственная избирательная комиссия приняла Кодекс наблюдения на выборах Президента Северной Македонии и депутатов Ассамблеи Республики Северная Македония, который устанавливает правила наблюдения на указанных выборах в целях повышения честности и прозрачности избирательного процесса.
– Общественное наблюдение охватывает все стадии избирательного процесса, его основные этапы и процедуры. Общественные наблюдатели акцентируют внимание на таких аспектах избирательной кампании, как использование фейковой информации и дезинформации, в том числе при проведении предвыборной агитации в сети Интернет и в социальных сетях, оказание незаконного влияния на избирателей, злоупотребление государственными ресурсами.

Читайте также

Общественные штабы по наблюдению за выборами активно включились в повестку региональных и местных избирательных кампаний, приуроченных к ЕДГ 8 сентября 2024 г. Они проводят круглые столы с экспертами, инициируют обсуждение в профильных комиссиях Общественных палат субъектов РФ, организуют обучение наблюдателей и заключают соглашения о взаимодействии с избиркомами и общественными организациями.

В единый день голосования 8 сентября 2024 года в выборы депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации пройдут в 13 регионах. К 11 июля избирательными комиссиями заверены списки 13 политических партий. Уровень состязательности в регионах, где выборы проходят по смешанной или мажоритарной системе, составил более 5 кандидатов на 1 мандат, уровень конкуренции по единому избирательному округу в тех субъектах, где выборы проходят по смешанной или пропорциональной системе, составил более 5 партий, рассказали эксперты НОМ.

ЦИК РФ на своем заседании 10 июля утвердил постановление, согласно которому порядок видеонаблюдения на довыборах в Госдуму будет соответствовать правилам, уже применявшимся на выборах президента РФ. Предполагается, что в объектив видеорегистратора будет попадать весь процесс голосования, а все записи будут централизовано храниться в избирательных комиссиях субъектов в течение трех месяцев со дня опубликования результатов выборов. В случае рассмотрения в суде жалобы на решение избирательной комиссии срок хранения видеоматериалов продлевается вплоть до вступления решения суда в законную силу.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26