Двадцать лет назад Владимир Путин Владимир Путин пришел в большую политику. За это время в стране многое поменялось – и в сфере внешней и внутренней политики, и в сфере экономики.
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов делится мыслями о том, какие достижения президента Путина войдут в историю и над чем еще нужно много работать.
Сейчас принято рассуждать на тему двадцатилетнего нахождения во власти Владимира Путина, подводить некоторые итоги. Что лично для вас было главным свершением за эти годы?
Тут, как мне представляется, все более-менее очевидно. Главное свершение, безусловно, – возвращение Крыма. Это без преувеличения то самое по-настоящему эпохальное событие, с которым Владимир Путин не просто войдет в учебники истории, но и навсегда останется в народной памяти. Причем второе, сами понимаете, гораздо важнее. Потому что учебники можно писать и переписывать, а с народной памятью такие вещи не проходят. Причем для меня критически важно, что крымский кейс, несмотря на всю революционность этого решения, по сути, стал ведь продолжением путинского тренда – от собирания государства, латания дыр через последующее укрепление системообразующих властных институтов к внешнеполитическим актам глобального значения.
Собирание государства?
Именно. Давайте вспомним, в какой ситуации находилась Российская Федерация в 1999 году: слабость федерального центра, отсутствие поддержки в регионах, сепаратизм… Причем сепаратизм ведь был очень разным. Сейчас принято вспоминать, например, Чечню. Да, Чечня того времени – это наиболее агрессивная форма сепаратизма, там большая часть национальных элит была так или иначе связана с боевиками. Но ведь был еще и сепаратизм совершенно иного склада – политический. Тогда ведь всякий субъект РФ, который более-менее сводил концы с концами за счет собственных доходов, пытался разговаривать с федеральным центром и соседями языком ультиматумов. Это была очень нестабильная во всех смыслах система, ею совершенно невозможно было сколько-нибудь эффективно управлять на национальном уровне. И тот факт, что Путин довольно быстро навел порядок в Чечне, вернув ее в социально-политическом плане в общероссийское русло, это было, как мне представляется, наименее сложным его решением в тот момент. В конце концов, все понимали, как именно следует решать кавказскую проблему, и вопрос таким образом не стоял в том, кто предложит наиболее элегантное решение. У общества был запрос на политика, который честно, системно и последовательно доведет начатое до конца. И Путин оказался именно таким политиком. Но если здесь ему объективно помогало прошлое профессионального силовика, то вот в «усмирении» регионов понадобилось проявить чудеса гибкости, терпения и политической мудрости, и в самом начале нулевых у многих экспертов были серьезные опасения, что Путину удастся здесь добиться успеха. Вспомните: ведь не было не то что готовых решений, но даже какого-то универсального направления. К каждому субъекту Федерации приходилось подбирать свой ключик. И то, что спустя несколько лет удалось преодолеть и политический сепаратизм, – вот это незаслуженно забытая веха, которая ничуть не менее важна, чем решение кавказского вопроса.
Но собирание государства – это ведь не только политические успехи и реформы госаппарата. Если взять экономику, то здесь, как кажется, не все так однозначно.
Согласен, прямо сейчас экономика России переживает объективно не лучшие времена. Даже по официальным данным реальные доходы населения за последние годы пускай и плавно, но все-таки снижаются. Причины здесь понятны: несмотря на официальную риторику, политика санкций и контрсанкций для российской экономики, объективно включенной в глобальный рынок, не может пройти бесследно. Однако мы ведь с вами смотрим на дистанции. Как сказал поэт: «Большое видится на расстоянии». Да, если сравнить уровень жизни граждан пятилетний давности и сегодняшний, то существенных позитивных изменений мы с вами здесь объективно не отыщем. Но давайте сравним актуальную ситуацию с тем, что было даже не двадцать, а, например, 15 лет назад. Тут разница, согласитесь, ощутимая. Во-первых, мы видим ощутимый рост ВВП. Можно рассуждать о том, что он достигнут во многом благодаря позитивной конъюнктуре, которая сложилась на мировых энергетических рынках, и это отчасти правда. Но, с другой стороны, у нас перед глазами пример Венесуэлы, где запасы нефти существенно выше, себестоимость добычи меньше, огромный и ненасытный американский рынок энергоресурсов практически под боком и ровно та же мировая конъюнктура, – а ситуация в экономике близка к катастрофе. Конъюнктурой тоже надо уметь правильно воспользоваться, сама по себе она экономику не развивает. Во-вторых, все эти годы мы наблюдали рост зарплат в бюджетной сфере, рост пенсий и социальных обязательств государства. Здесь стоит вспомнить и во всех отношениях удачный эксперимент с материнским капиталом. Можно говорить о том, что в этой сфере не все удалось и что некоторые решения власти (вроде монетизации льгот и особенно – пенсионной реформы) обществом так до конца приняты и не были, но отрицать позитивные тенденции точно не следует. Сюда же можно отнести и рост рождаемости, и снижение смертности.
В-третьих, это формирование законодательства национальной безопасности, благодаря которому государство может сейчас легально противостоять попыткам иностранных акторов открыто влиять на политические процессы в России. Здесь я имею в виду и контроль за деятельностью НКО, и законодательство об иностранных агентах, и обеспечение прозрачности финансирования общественных объединений. Да, ряд правовых новелл в этой сфере представляются избыточными, и по ним государству и обществу следует, безусловно, продолжать дискуссию, но это в любом случае спор о форме, а не о сути.
Итак, если Путин уже, как вы выразились, вошел не только в учебники истории, чего нам стоит ждать в обозримом будущем?
Сейчас Россия стоит перед новыми вызовами. Это в первую очередь вызовы в сфере национальной экономики. Как ни называй современное положение – рецессией, стагнацией, предкризисными явлениями – ясно одно: если в ближайшее время правительство не предпримет действительно эффективных мер, направленных на достижение ощутимого экономического роста, политическую систему начнет очень серьезно трясти. Предпосылки к этому очевидны. Во-вторых, это, конечно, внешние вызовы. Россия продолжает искать свое место в обновленном мире, и пока эти поиски идут с переменным успехом, в том числе потому, что мы занимаем очень опасную, хоть и очень перспективную позицию между Западом и Востоком. Попытки сыграть на глобальных противоречиях между США и Китаем выглядят весьма соблазнительно, и такая игра, конечно, стоит свеч, но, повторяю, она очень опасна. И в-третьих, это вызовы, связанные с обеспечением стабильности самой политической системы, сложившейся при Путине. Например, вопрос транзита, который обсуждается все чаще. Если Путину удастся грамотно, своевременно и эффективно справиться с этими вызовами, он, безусловно, застолбит за собой место среди наиболее влиятельных и значительных деятелей российской истории.
Ранее опубликовано на: http://fedpress.ru/interview/2292222
Источник
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов делится мыслями о том, какие достижения президента Путина войдут в историю и над чем еще нужно много работать.
Сейчас принято рассуждать на тему двадцатилетнего нахождения во власти Владимира Путина, подводить некоторые итоги. Что лично для вас было главным свершением за эти годы?
Тут, как мне представляется, все более-менее очевидно. Главное свершение, безусловно, – возвращение Крыма. Это без преувеличения то самое по-настоящему эпохальное событие, с которым Владимир Путин не просто войдет в учебники истории, но и навсегда останется в народной памяти. Причем второе, сами понимаете, гораздо важнее. Потому что учебники можно писать и переписывать, а с народной памятью такие вещи не проходят. Причем для меня критически важно, что крымский кейс, несмотря на всю революционность этого решения, по сути, стал ведь продолжением путинского тренда – от собирания государства, латания дыр через последующее укрепление системообразующих властных институтов к внешнеполитическим актам глобального значения.
Собирание государства?
Именно. Давайте вспомним, в какой ситуации находилась Российская Федерация в 1999 году: слабость федерального центра, отсутствие поддержки в регионах, сепаратизм… Причем сепаратизм ведь был очень разным. Сейчас принято вспоминать, например, Чечню. Да, Чечня того времени – это наиболее агрессивная форма сепаратизма, там большая часть национальных элит была так или иначе связана с боевиками. Но ведь был еще и сепаратизм совершенно иного склада – политический. Тогда ведь всякий субъект РФ, который более-менее сводил концы с концами за счет собственных доходов, пытался разговаривать с федеральным центром и соседями языком ультиматумов. Это была очень нестабильная во всех смыслах система, ею совершенно невозможно было сколько-нибудь эффективно управлять на национальном уровне. И тот факт, что Путин довольно быстро навел порядок в Чечне, вернув ее в социально-политическом плане в общероссийское русло, это было, как мне представляется, наименее сложным его решением в тот момент. В конце концов, все понимали, как именно следует решать кавказскую проблему, и вопрос таким образом не стоял в том, кто предложит наиболее элегантное решение. У общества был запрос на политика, который честно, системно и последовательно доведет начатое до конца. И Путин оказался именно таким политиком. Но если здесь ему объективно помогало прошлое профессионального силовика, то вот в «усмирении» регионов понадобилось проявить чудеса гибкости, терпения и политической мудрости, и в самом начале нулевых у многих экспертов были серьезные опасения, что Путину удастся здесь добиться успеха. Вспомните: ведь не было не то что готовых решений, но даже какого-то универсального направления. К каждому субъекту Федерации приходилось подбирать свой ключик. И то, что спустя несколько лет удалось преодолеть и политический сепаратизм, – вот это незаслуженно забытая веха, которая ничуть не менее важна, чем решение кавказского вопроса.
Но собирание государства – это ведь не только политические успехи и реформы госаппарата. Если взять экономику, то здесь, как кажется, не все так однозначно.
Согласен, прямо сейчас экономика России переживает объективно не лучшие времена. Даже по официальным данным реальные доходы населения за последние годы пускай и плавно, но все-таки снижаются. Причины здесь понятны: несмотря на официальную риторику, политика санкций и контрсанкций для российской экономики, объективно включенной в глобальный рынок, не может пройти бесследно. Однако мы ведь с вами смотрим на дистанции. Как сказал поэт: «Большое видится на расстоянии». Да, если сравнить уровень жизни граждан пятилетний давности и сегодняшний, то существенных позитивных изменений мы с вами здесь объективно не отыщем. Но давайте сравним актуальную ситуацию с тем, что было даже не двадцать, а, например, 15 лет назад. Тут разница, согласитесь, ощутимая. Во-первых, мы видим ощутимый рост ВВП. Можно рассуждать о том, что он достигнут во многом благодаря позитивной конъюнктуре, которая сложилась на мировых энергетических рынках, и это отчасти правда. Но, с другой стороны, у нас перед глазами пример Венесуэлы, где запасы нефти существенно выше, себестоимость добычи меньше, огромный и ненасытный американский рынок энергоресурсов практически под боком и ровно та же мировая конъюнктура, – а ситуация в экономике близка к катастрофе. Конъюнктурой тоже надо уметь правильно воспользоваться, сама по себе она экономику не развивает. Во-вторых, все эти годы мы наблюдали рост зарплат в бюджетной сфере, рост пенсий и социальных обязательств государства. Здесь стоит вспомнить и во всех отношениях удачный эксперимент с материнским капиталом. Можно говорить о том, что в этой сфере не все удалось и что некоторые решения власти (вроде монетизации льгот и особенно – пенсионной реформы) обществом так до конца приняты и не были, но отрицать позитивные тенденции точно не следует. Сюда же можно отнести и рост рождаемости, и снижение смертности.
В-третьих, это формирование законодательства национальной безопасности, благодаря которому государство может сейчас легально противостоять попыткам иностранных акторов открыто влиять на политические процессы в России. Здесь я имею в виду и контроль за деятельностью НКО, и законодательство об иностранных агентах, и обеспечение прозрачности финансирования общественных объединений. Да, ряд правовых новелл в этой сфере представляются избыточными, и по ним государству и обществу следует, безусловно, продолжать дискуссию, но это в любом случае спор о форме, а не о сути.
Итак, если Путин уже, как вы выразились, вошел не только в учебники истории, чего нам стоит ждать в обозримом будущем?
Сейчас Россия стоит перед новыми вызовами. Это в первую очередь вызовы в сфере национальной экономики. Как ни называй современное положение – рецессией, стагнацией, предкризисными явлениями – ясно одно: если в ближайшее время правительство не предпримет действительно эффективных мер, направленных на достижение ощутимого экономического роста, политическую систему начнет очень серьезно трясти. Предпосылки к этому очевидны. Во-вторых, это, конечно, внешние вызовы. Россия продолжает искать свое место в обновленном мире, и пока эти поиски идут с переменным успехом, в том числе потому, что мы занимаем очень опасную, хоть и очень перспективную позицию между Западом и Востоком. Попытки сыграть на глобальных противоречиях между США и Китаем выглядят весьма соблазнительно, и такая игра, конечно, стоит свеч, но, повторяю, она очень опасна. И в-третьих, это вызовы, связанные с обеспечением стабильности самой политической системы, сложившейся при Путине. Например, вопрос транзита, который обсуждается все чаще. Если Путину удастся грамотно, своевременно и эффективно справиться с этими вызовами, он, безусловно, застолбит за собой место среди наиболее влиятельных и значительных деятелей российской истории.
Ранее опубликовано на: http://fedpress.ru/interview/2292222