Соответствующее поручение губернатор Александр Цыбульский дал профильным органам власти при рассмотрении эффективности существующих мер господдержки бизнеса
Губернатор Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский в ходе состоявшегося в понедельник заседания Координационного совета по развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности высказался о том, что действующая система мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе не является правильной с точки зрения бюджетной эффективности. Свое мнение глава региона высказал по итогам доклада вице-губернатора Татьяны Логвиненко.
— В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» для округа установлены показатели по достижению числа занятых в секторе малого и среднего предпринимательства: нарастающим итогом к 2024 году – 5090 единиц. Фактически на сентябрь этого года у нас уже 4 589 занятых, к 2024 нам нужно «нарастить» 501 единицу, — сообщила заместитель губернатора НАО, курирующая деятельность регионального Департамента финансов и экономики. Она также перечислила в ходе своего доклада перечень мер государственной поддержки бизнеса на территории региона. Речь шла о субсидиях на возмещение затрат, связанных с ведением предпринимательской деятельности, грантах для начинающих предпринимателей, микрозаймах, лизинге и прочих мерах.
Вместе с тем глава региона поставил под сомнение эффективность реализуемых мер, подчеркнув, что целью, которую ставят перед собой органы власти, исполняющие полномочия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, не может быть исключительно увеличение численности предпринимателей.
— Я считаю, что увеличение численности предпринимателей как самоцель не может существовать, — сказал губернатор, отметив при этом, что наибольшие сомнения у него вызывает эффективность такой меры поддержки бизнеса, как грант на его открытие.
— Вот если это уже действующий предприниматель берет грант на расширение своей деятельности, на увеличение численности работников, под понятные инвестиционные обязательства, это я понимаю. Как минимум в первый год работы процентов 40% из тех, кто получает гранты, закрываются. Я даже это вижу просто визуально: есть проекты, которым вы выдавали гранты, и мне с точки зрения потребителя некоторые из них казались интересными, но сейчас я смотрю, они закрыты и на их месте уже какое-то второе или третье предприятие открылось, — высказался глава региона.
По мнению Цыбульского, одной из мер поддержки бизнеса, которая даст одновременно и бюджетный, и социальный эффект, может стать увязка государственной поддержки с размером зарплаты сотрудников, работающих у предпринимателя. Например, чем выше зарплата сотрудников, которую платит предприниматель, тем больший объем господдержки он может получать.
— Это наш с вами возвратный капитал, мы предоставляем государственную поддержку, а через НДФЛ ее себе возвращаем. У нас есть проблема трудоустройства наших жителей — наши предприниматели говорят, что местные жители – это дорогая рабочая сила. Согласен. Для нас с вами это повышенная ставка НДФЛ, возвращающаяся в бюджет. Давайте стимулировать тех, кто берет на работу местных жителей и платит им достойную зарплату, и к этому показателю «привязывать» господдержку, — предложил Александр Цыбульский.
Еще одной мерой, которая может реально подстегнуть бизнес к развитию, по мнению губернатора, может стать оказание поддержки в части реализации производимого товара. В первую очередь это касается представителей малого и среднего бизнеса на селе.
— Почему село говорит, что оно не может развивать бизнес самостоятельно? Оторванность (даже от Нарьян-Мара) не дает ему это делать. Но если предприниматель готов выходить на экспорт, давайте возьмем на себя субсидию по доставке товара. Логистика же самое сложное в нашей истории, давайте пойдем на такие точечные направления — не просто будем давать грант на закупку оборудования, которое сюда приедет и не будет жизнеспособно, а потом все будем бегать и думать, что с этим оборудованием делать. Давайте смотреть с точки зрения перспективы. Если предприниматель готов что-то производить и поставлять в Нарьян-Мар, дадим на это транспортную субсидию, — сказал глава НАО.
Вместе с тем губернатор подчеркнул необходимость применения программного подхода к решению задач, связанных с развитием бизнеса.
— Мы с вами приняли решение по субсидированию расходов на электроэнергию в отношении сельских предпринимателей, потому что это были заградительные тарифы. Следующим сдерживающим фактором в развитии предпринимательства является логистика, доставка производимой продукции. Тот, кто что-то производит, должен это продавать. Продавать у себя в селе он может 10%, остальные 90% нужно доставлять до Нарьян-Мара. За свои деньги это очень дорого, а с точки зрения регионального бюджета совсем немного. Надо чётко выстроить логику в этом процессе и по ней идти, а не просто раздавать гранты и наращивать число предпринимателей для отчетности, — заключил Александр Цыбульский, особо подчеркнув, что при реализации общегосударственных мер поддержки предпринимательства нельзя рассчитывать на их эффективность, не принимая во внимание специфику региона.
Пакет предложений по разработке эффективных мер господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства профильные органы власти совместно с бизнес-сообществом должны представить губернатору не позднее, чем через месяц.
Источник
Губернатор Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский в ходе состоявшегося в понедельник заседания Координационного совета по развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности высказался о том, что действующая система мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе не является правильной с точки зрения бюджетной эффективности. Свое мнение глава региона высказал по итогам доклада вице-губернатора Татьяны Логвиненко.
— В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» для округа установлены показатели по достижению числа занятых в секторе малого и среднего предпринимательства: нарастающим итогом к 2024 году – 5090 единиц. Фактически на сентябрь этого года у нас уже 4 589 занятых, к 2024 нам нужно «нарастить» 501 единицу, — сообщила заместитель губернатора НАО, курирующая деятельность регионального Департамента финансов и экономики. Она также перечислила в ходе своего доклада перечень мер государственной поддержки бизнеса на территории региона. Речь шла о субсидиях на возмещение затрат, связанных с ведением предпринимательской деятельности, грантах для начинающих предпринимателей, микрозаймах, лизинге и прочих мерах.
Вместе с тем глава региона поставил под сомнение эффективность реализуемых мер, подчеркнув, что целью, которую ставят перед собой органы власти, исполняющие полномочия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, не может быть исключительно увеличение численности предпринимателей.
— Я считаю, что увеличение численности предпринимателей как самоцель не может существовать, — сказал губернатор, отметив при этом, что наибольшие сомнения у него вызывает эффективность такой меры поддержки бизнеса, как грант на его открытие.
— Вот если это уже действующий предприниматель берет грант на расширение своей деятельности, на увеличение численности работников, под понятные инвестиционные обязательства, это я понимаю. Как минимум в первый год работы процентов 40% из тех, кто получает гранты, закрываются. Я даже это вижу просто визуально: есть проекты, которым вы выдавали гранты, и мне с точки зрения потребителя некоторые из них казались интересными, но сейчас я смотрю, они закрыты и на их месте уже какое-то второе или третье предприятие открылось, — высказался глава региона.
По мнению Цыбульского, одной из мер поддержки бизнеса, которая даст одновременно и бюджетный, и социальный эффект, может стать увязка государственной поддержки с размером зарплаты сотрудников, работающих у предпринимателя. Например, чем выше зарплата сотрудников, которую платит предприниматель, тем больший объем господдержки он может получать.
— Это наш с вами возвратный капитал, мы предоставляем государственную поддержку, а через НДФЛ ее себе возвращаем. У нас есть проблема трудоустройства наших жителей — наши предприниматели говорят, что местные жители – это дорогая рабочая сила. Согласен. Для нас с вами это повышенная ставка НДФЛ, возвращающаяся в бюджет. Давайте стимулировать тех, кто берет на работу местных жителей и платит им достойную зарплату, и к этому показателю «привязывать» господдержку, — предложил Александр Цыбульский.
Еще одной мерой, которая может реально подстегнуть бизнес к развитию, по мнению губернатора, может стать оказание поддержки в части реализации производимого товара. В первую очередь это касается представителей малого и среднего бизнеса на селе.
— Почему село говорит, что оно не может развивать бизнес самостоятельно? Оторванность (даже от Нарьян-Мара) не дает ему это делать. Но если предприниматель готов выходить на экспорт, давайте возьмем на себя субсидию по доставке товара. Логистика же самое сложное в нашей истории, давайте пойдем на такие точечные направления — не просто будем давать грант на закупку оборудования, которое сюда приедет и не будет жизнеспособно, а потом все будем бегать и думать, что с этим оборудованием делать. Давайте смотреть с точки зрения перспективы. Если предприниматель готов что-то производить и поставлять в Нарьян-Мар, дадим на это транспортную субсидию, — сказал глава НАО.
Вместе с тем губернатор подчеркнул необходимость применения программного подхода к решению задач, связанных с развитием бизнеса.
— Мы с вами приняли решение по субсидированию расходов на электроэнергию в отношении сельских предпринимателей, потому что это были заградительные тарифы. Следующим сдерживающим фактором в развитии предпринимательства является логистика, доставка производимой продукции. Тот, кто что-то производит, должен это продавать. Продавать у себя в селе он может 10%, остальные 90% нужно доставлять до Нарьян-Мара. За свои деньги это очень дорого, а с точки зрения регионального бюджета совсем немного. Надо чётко выстроить логику в этом процессе и по ней идти, а не просто раздавать гранты и наращивать число предпринимателей для отчетности, — заключил Александр Цыбульский, особо подчеркнув, что при реализации общегосударственных мер поддержки предпринимательства нельзя рассчитывать на их эффективность, не принимая во внимание специфику региона.
Пакет предложений по разработке эффективных мер господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства профильные органы власти совместно с бизнес-сообществом должны представить губернатору не позднее, чем через месяц.