https://www.high-endrolex.com/26

Фонд развития гражданского общества представил доклад, посвященный текущим выборам глав субъектов и депутатов региональных парламентов

28.08.2019
Комментарием, основывающемся на анализе этого материала в разрезе избирательной кампании в Тульской области, поделилась кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры социологии и политологии ТулГУ, заместитель директора Института гуманитарных и социальных наук Тульского государственного университета Анастасия Лаврикова.

- В единый день голосования, который по закону (за исключением года выборов в Госдуму) проводится во второе воскресенье сентября (в 2019 году это будет 8 сентября), более 5 тыс. выборов разного уровня и референдумов пройдут во всех 85 субъектах РФ. Жители Тульской области примут участие в выборах депутатов регионального законодательного собрания и муниципальных органов власти. Выборы проходят по смешанной системе.

Следует отметить, что региональному избирательному процессу в основном присущи характеристики, которые можно отнести к числу общероссийских (хотя некоторые из них проявляются менее выражено по сравнению с другими субъектами РФ). Так, «статистическим трендом» этой избирательной кампании является увеличение числа ее участников. В выборах в Тульскую областную Думу по единому избирательному округу участвуют 7 партий: «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия», «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», «Яблоко», «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ». На выборах в Тульскую городскую Думу к ним присоединился «РОССИЙСКИЙ ОБЩЕНАРОДНЫЙ СОЮЗ». По одномандатным округам также были зарегистрированы представители Партии Роста, Родины и др. На основе данного критерия и региональные, и муниципальные выборы следует оценивать как конкурентные. Вместе с тем, уровень конкурентности в области невысок (как правило, высокий уровень конкуренции фиксируется на выборах в регионах, где на стадии выдвижения и регистрации возникли конфликтные ситуации). В Тульской области все партии, предоставившие в срок правильно оформленные документы, были допущены для участия в выборах. В регистрации списка кандидатов в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва было отказано Региональному отделению ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Тульской области в связи с несоблюдением норм избирательного законодательства (в частности не предоставлением документов предусмотренных статьей 21 Закона Тульской области от 1 апреля 2013 года № 1893-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы»). Также по причине неправильного оформления документов отказ в регистрации получили 5 одномандатников. Следует отметить, что в рамках избирательной кампании 2019 г. проблемы с подачей документов возникают достаточно часто в различных регионах России, касаются они в первую очередь самовыдвиженцев и свидетельствуют скорее о низком качестве работы избирательных штабов этих лиц, а не о наличии административных барьеров.

Вторым значимым трендом данной избирательной кампании является акцент на прямом общении кандидатов с избирателями. Прежде всего, речь идет о росте популярности непосредственного взаимодействия с местными жителями (личные встречи, праздники двора, совместные мероприятия и т.д.) дополненного контактами в социальных сетях. При этом тематика общения, как правило, касается проблем благоустройства территории, что находит живой отклик у населения. При этом уровень выборов (региональный или муниципальный) особого значения не имеет.

К новым тенденциям следует отнести обновление состава кандидатов (что особенно заметно у ЕР и ЛДПР) и рост внимания представителей партий к муниципальным выборам, что в перспективе может смягчить проблему, так называемого, муниципального фильтра (определенного количества подписей муниципальных депутатов и глав муниципальных образований, которые собирают все претенденты на посты глав субъектов РФ, избираемых на прямых выборах). Вместе с тем, среди избирателей сохраняется ориентация голосовать за «конкретного человека» (и результаты его деятельности), а не за партию (особенно это характерно на муниципальных выборах), и в этой ситуации рейтинги партии, которую данный человек представляет, или призывы бойкотировать выборы существенного значения не играют.

Актуальным остается вопрос об обеспечении прозрачности выборов, и решить его помогает ориентация на цифровые механизмы организации выборного процесса и контроля за ним.

Для обеспечения прозрачности всех процедур в единый день голосования 145 участковых и все 29 территориальных избирательных комиссий будут оборудованы видеонаблюдением. Прямая трансляция будет идти в реальном времени. Такая практика на региональных выборах в Тульской области применяется впервые. Также на выборах будут использованы 110 комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Предполагается, что 44 % избирателей в г. Тула и 27 % области смогут ими воспользоваться. На всех избирательных участках (кроме временных) будет применена технология изготовления протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования с машиночитаемым двухмерным QR-кодом. Технология максимально исключает ошибки, связанные с человеческим фактором, увеличивает скорость ввода итогов голосования в систему ГАС «Выборы». Впервые на региональных выборах у избирателей будет возможность проголосовать по месту нахождения, благодаря системе «Мобильный избиратель» (предполагается, что около 1500 избирателей воспользуются такой возможностью). Вместе с тем, ориентация на цифровизацию избирательного процесса порождает проблему производства и распространения фейковой информации, распространяемой преимущественно в интернет-пространстве и создающий тревожный фон. Также к «проблемным зонам» избирательной кампании следует отнести:

- уровень явки избирателей: по статистическим данным на региональных и муниципальных выборах он всегда достаточно низкий, а в условиях Тульской области, когда конфликтная составляющая выборов практически отсутствует, внимание регионального сообщества, прежде всего, его молодежного сегмента к избирательному процессу снижено;

- уровень компетентности наблюдателей: так как их состав значительно расширен, не все из них обладают необходимым объемом знаний (решить данную проблему пытается региональная Общественная палата путем организации обучающих семинаров).
Источник
Читайте также
https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26