«Меня обманывать не надо, я сам обманываться рад…»
Главная интрига минувшей недели получила вполне ожидаемое развитие событий. Как совершенно справедливо отметили прозорливые эксперты, в бюджетном противостоянии Минфина и муниципалитетов после обращения последних к главе государства проглядывает явный политический мотив.
Ассоциация «Совет муниципальных образований Хакасии» просит президента Владимира Путина выделить региону 1,2 млрд рублей из-за сложного финансового положения городов и сельских районов. И хотя из текста исключили, как утверждает «Клуб регионов, по настоятельной просьбе Валентина Коновалова формулировку «из-за неспособности главы Хакасии и его правительства решать проблемы республики», есть основание полагать, в Кремле, скорее всего, именно так и оценят муниципальный призыв о помощи.
Именно по этой причине очередной визит в республику полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло вызвал повышенный интерес, как СМИ, так и региональной общественности. Сергей Иванович учинил традиционные разборки по проблемам ЖКХ и встретился с закоперщиками муниципальной смуты.
Федеральный чиновник в отличие от апрельского разбора полетов удержался от нещадной критики губернатора, однако его недвусмысленное послание о номинальности пребывания на посту высшего должностного лица, пожалуй, даже хуже.
У большинства коммунальных проблем, по мнению сибирского полпреда, причина одна – недофинансирование. Региональной системе ЖКХ срочно требовалось более 630 млн, по факту получилось 312 млн. Наполовину меньший объем финансирования, естественно, сказался на эффективности подготовки к отопительному сезону.
Кроме того, на предприятиях ЖКХ по-прежнему не выплачивают заработную плату. Если в апреле без заработной платы было 100 работников, то в настоящее время зафиксирована задолженность перед более 400 работниками организаций ЖКХ.
Причем решить эту проблему сегодня не так просто, отметил Сергей Меняйло: для ликвидации долгов по заработной плате в размере 4 млн, необходимо выложить 14 млн, потому есть налоговая служба - кредитор первой очереди предприятий ЖКХ.
Для выхода из тупиковой ситуации необходимы принципиальные решения, сказал полпред представителям СМИ во время брифинга. Главную причину всех бед региона полномочный представитель федерального центра видит в изъянах бюджетного планирования. Когда в республиканском бюджете прописываются дотации, субвенции и субсидии муниципальным образованиям в лимитах из расчета не полного года, а семи и девяти месяцев.
По мнению Сергея Меняйло, такой порочной практике межбюджетных отношений с муниципальными образованиями придерживается только Хакасия - единственный в Сибирском федеральном округе регион.
А далее прозвучала весьма примечательная фраза:
«Я сказал при всех, Валентин Олегович, вы, не погружаясь глубоко во все вопросы, вас красивыми спокойными докладами вводят в заблуждение».
Если «лицо правительства» обиделось, не ждите пощады
Главный окружной чиновник лишь косвенно обозначил тех, кто намеренно вводит губернатора в заблуждение. Посетовал на излишний оптимистичный настрой министра финансов Ирины Войновой. Сергей Иванович посоветовал финансовому заму реалистично подходить в бюджетному планированию. Оптимистом быть хорошо, но жизнь часто показывает и другие варианты, предостерег федеральный чиновник.
Есть основание полагать, предостережение прозвучало персонально заместителю главы Хакасии в чине министра финансов. Именно Ирина Ивановна весьма эффектно поставила точку в жарких дебатах на публичных слушаниях по проекту бюджета на предстоящий год.
С трибуны парламента глава администрации Соленоозерного сельсовета Ширинского района Виктор Куру заявил:
«Дела швах, но ситуация больше ассоциируется со словом «капут». Как проектировать какие-либо расходы на 2020 год, если мы не знаем, как дожить до конца текущего года. Причем в такой луже все муниципальные образования. И не может быть, чтобы все были глупыми и ленивыми. Надо искать причину, почему у муниципальной власти нет денег на исполнение всех переданных ей полномочий».
Между тем в заключительном слове Ирина Ивановна была предельно убедительна:
«Я оптимист. Не все идет так плохо».
Непробиваемый оптимизм высокопоставленного чиновника не поколебали и участники очередного собрания Ассоциации «Совет муниципальных образований Хакасии». Где, собственно, и было принято решение обратиться к главе государства. Главы муниципальных образований с жаром доказывали бедственное положение: из-за отсутствия денег они не платят в Пенсионный фонд, вынуждены оплачивать из собственного кармана электроэнергию из-за блокировки счетов сельсовета, иначе село останется без уличного освещения…
И что муниципалы услышали в ответ:
«Никто не говорит, что мы не будем вам давать деньги, их у нас нет.
Обращение - это все правильно. Никто же не сказал, что его не надо. От Верховного Совета обращались, от правительства обращались! Ну, давайте еще от муниципалов обратимся! Кто говорит, что нет?! Но говорить о том, что правительство довело вас? Так можно было бы говорить, если бы у нас не было дефицита, если бы не госдолг в 100 процентов! Вы бы сказали: что жируете, а нам не даете!? Ну это же не так!»
На смех в зале Ирина Ивановна отреагировала мгновенно:
«Я че-то смешное, Денис, говорю? Че за смех-то, я не пойму?!»
Суть межбюджетных отношений уложилась в первую фразу финансового зама главы Хакасии: денег не даем, потому что их нет. Что собственно и подтверждает справедливость претензий президентского полпреда: почему-то в «хорошем бюджете» уже в ноябре не оказалось грошей.
Скорее всего, совершенно справедливы сомнения сибирского полпреда и в сбалансированности финансовой сметы на следующий год. Поскольку в известном интервью еженедельнику «Шанс» Ирина Войнова дала ему определение:
«Бюджет как бюджет».
Кстати, в этом интервью высокопоставленный чиновник делает все публичные заявления в любопытной ипостаси:
«Я отвечу от лица правительства».
Особую пикантность этому уточнению имеет ответ на вопрос о применении отрицательного трансферта к столице Хакасии. Получилось предельно путано:
«Вообще, не было даже идеи ввести отрицательный трансферт в отношении Абакана. Это легко проверить. Если бы он был, его бы прописали в проекте закона о бюджете. Проект закона был сформирован в начале октября, отправлен в федеральный минфин. Еще тогда там не было ни строчки про отрицательный трансферт.
Дальше: в июле, августе вносились большие изменения в Бюджетный кодекс. И наш республиканский закон 93 «О бюджетном процессе» мы приводили в соответствие с Бюджетным кодексом. Там очень много изменений, дополнений, уточнений. И если уже приводили в соответствие, то и статью 15 привели в соответствие. А дальше произошла трагедия с Николаем Генриховичем, а затем блогеры, журналисты, Nota Bene, Мамаев тот же (который эту тему проспал, а потом включился) начали говорить, что в законе 93 есть такая статья. Она всегда была».
Впрочем, принципиально важно последовавшее далее откровение чиновника:
«Другое дело, что мы сделали коэффициент 1,3, а не 3. Возможно ли сделать снова 3 вместо 1,3? Конечно. Это может сделать правительство Хакасии, и мы это сделаем. Только когда пена спадет. Вот чем быстрее перестанет мэрия всех будоражить, тем быстрее поменяем.
Я понимаю, у них выборы, они на этом играют. Они вроде как сплотили абаканцев вокруг кандидата от мэрии, мол, кругом враги, на них наступают. А правительство такое-сякое, хочет у них отобрать что-то. Поднимают волну, тут и блогеры, СМИ подключаются.
На такой волне мы поправку делать не будем. Вот стоит 1,3, и будет стоять. Когда пройдут выборы, они успокоятся, перестанут подстрекать СМИ, вот тогда мы коэффициент сделаем не 1,3, а, например, 3. Мы не стали этого делать благодаря мэрии, Бортникову и Мамаеву. Вот им «спасибо». Потому что не надо правительство клевать по поводу и без повода».
То есть глава финансового ведомства публично признала: к административному центру Хакасии применили понижающий коэффициент не по причине его финансовой устойчивости, а исключительно из воспитательно-карательных целей: не надо «правительство клевать по поводу и без поводу». Убийственная логика.
Жаркие бюджетные споры, как правило, дружат с зарплатными долгами
На минувшей же неделе Хакасия шокировала федеральный центр буйным ростом зарплатных долгов.
Просроченная задолженность выросла в 18,8 раза. Среди 85 субъектов федерации республика побила абсолютный рекорд по резвости усугубления социальной беды. Владимировская область, увеличившая долги по заработной плате в 8,6 раза, и удвоившая их Тува по их стремительному росту достаточно сильно уступают Хакасии.
Причем Федеральная служба государственной статистики традиционно обозначила объем задолженности только по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности. На 1 ноября она составила в Хакасии 9,7 млн рублей. По итогам многочисленных жалоб Государственная инспекция труда в Хакасии выявила на эту же дату на порядок больший объем просроченных зарплатных долгов — 20,4 млн.
Если к нерадивым работодателям применят новые поистине драконовские меры, в Хакасии окончательно разорятся многие предприятия.
Минюст настаивает: количество штрафов за невыплату зарплаты в срок должно равняться числу сотрудников, не получивших деньги. Административный кодекс предусматривает для компаний штраф от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
Если Верховный суд согласится с логикой министерства, то в последнем примере штраф может вырасти до 50 млн рублей.
А пока прокуратура Хакасии нашла крайних в зарплатном скандале: для бюджетников трех поселений сохраняется печальная перспектива остаться к Новому году без зарплаты.
Главы двух поселений в Аскизском районе Хакасии получили прокурорские представления за нарушения трудовых прав бюджетников. Речь идет о задержке заработной платы в Базинском и Пуланкольском сельсоветах. Эта ситуация получила огласку еще в октябре. Задержка жалования бюджетникам возникла по причине отсутствия дотаций из республиканского бюджета. Однако надзорные органы внесли представление муниципальным властям, от которых никоим образом не зависел исход указанных событий.
По результатам проверки прокуратурой Аскизского района выявлено нарушение сроков выплаты заработной платы за октябрь в двух сельских поселениях: перед 40 работниками администрации Базинского сельсовета и двух подведомственных ей казенных учреждений на сумму 263 тыс. рублей и перед 27 работниками администрации Пуланкольского сельсовета и двух подведомственных ей казенных учреждений на сумму 322 тыс.
«Для устранения нарушений трудовых прав работников прокурором Аскизского района главам названных поселений внесены представления, по результатам их рассмотрения 11.11.2019 года задолженность погашена в полном объеме", - сообщается на сайте прокуратуры РХ.
Есть ли заслуга прокурорских работников в том, что задолженность все-таки была погашена - большой вопрос. Скорее всего, с муниципалами рассчиталась лишь потому, что из республиканского бюджета поступили деньги на указанные цели.
"В трех сельсоветах заработная плата не была выплачена, потому что там закончилась дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, источником которой является субвенция из республиканского бюджета по переданным полномочиям", - ранее рассказали 19rus.info в администрации Аскизского района.
И это следует признать еще одним достаточно весомым подтверждением слов сибирского полпреда: главе Хакасии следует самому погружаться глубоко во все вопросы, а не верить «красивым спокойным докладам, которые вводят в заблуждение»
Источник
Главная интрига минувшей недели получила вполне ожидаемое развитие событий. Как совершенно справедливо отметили прозорливые эксперты, в бюджетном противостоянии Минфина и муниципалитетов после обращения последних к главе государства проглядывает явный политический мотив.
Ассоциация «Совет муниципальных образований Хакасии» просит президента Владимира Путина выделить региону 1,2 млрд рублей из-за сложного финансового положения городов и сельских районов. И хотя из текста исключили, как утверждает «Клуб регионов, по настоятельной просьбе Валентина Коновалова формулировку «из-за неспособности главы Хакасии и его правительства решать проблемы республики», есть основание полагать, в Кремле, скорее всего, именно так и оценят муниципальный призыв о помощи.
Именно по этой причине очередной визит в республику полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло вызвал повышенный интерес, как СМИ, так и региональной общественности. Сергей Иванович учинил традиционные разборки по проблемам ЖКХ и встретился с закоперщиками муниципальной смуты.
Федеральный чиновник в отличие от апрельского разбора полетов удержался от нещадной критики губернатора, однако его недвусмысленное послание о номинальности пребывания на посту высшего должностного лица, пожалуй, даже хуже.
У большинства коммунальных проблем, по мнению сибирского полпреда, причина одна – недофинансирование. Региональной системе ЖКХ срочно требовалось более 630 млн, по факту получилось 312 млн. Наполовину меньший объем финансирования, естественно, сказался на эффективности подготовки к отопительному сезону.
Кроме того, на предприятиях ЖКХ по-прежнему не выплачивают заработную плату. Если в апреле без заработной платы было 100 работников, то в настоящее время зафиксирована задолженность перед более 400 работниками организаций ЖКХ.
Причем решить эту проблему сегодня не так просто, отметил Сергей Меняйло: для ликвидации долгов по заработной плате в размере 4 млн, необходимо выложить 14 млн, потому есть налоговая служба - кредитор первой очереди предприятий ЖКХ.
Для выхода из тупиковой ситуации необходимы принципиальные решения, сказал полпред представителям СМИ во время брифинга. Главную причину всех бед региона полномочный представитель федерального центра видит в изъянах бюджетного планирования. Когда в республиканском бюджете прописываются дотации, субвенции и субсидии муниципальным образованиям в лимитах из расчета не полного года, а семи и девяти месяцев.
По мнению Сергея Меняйло, такой порочной практике межбюджетных отношений с муниципальными образованиями придерживается только Хакасия - единственный в Сибирском федеральном округе регион.
А далее прозвучала весьма примечательная фраза:
«Я сказал при всех, Валентин Олегович, вы, не погружаясь глубоко во все вопросы, вас красивыми спокойными докладами вводят в заблуждение».
Если «лицо правительства» обиделось, не ждите пощады
Главный окружной чиновник лишь косвенно обозначил тех, кто намеренно вводит губернатора в заблуждение. Посетовал на излишний оптимистичный настрой министра финансов Ирины Войновой. Сергей Иванович посоветовал финансовому заму реалистично подходить в бюджетному планированию. Оптимистом быть хорошо, но жизнь часто показывает и другие варианты, предостерег федеральный чиновник.
Есть основание полагать, предостережение прозвучало персонально заместителю главы Хакасии в чине министра финансов. Именно Ирина Ивановна весьма эффектно поставила точку в жарких дебатах на публичных слушаниях по проекту бюджета на предстоящий год.
С трибуны парламента глава администрации Соленоозерного сельсовета Ширинского района Виктор Куру заявил:
«Дела швах, но ситуация больше ассоциируется со словом «капут». Как проектировать какие-либо расходы на 2020 год, если мы не знаем, как дожить до конца текущего года. Причем в такой луже все муниципальные образования. И не может быть, чтобы все были глупыми и ленивыми. Надо искать причину, почему у муниципальной власти нет денег на исполнение всех переданных ей полномочий».
Между тем в заключительном слове Ирина Ивановна была предельно убедительна:
«Я оптимист. Не все идет так плохо».
Непробиваемый оптимизм высокопоставленного чиновника не поколебали и участники очередного собрания Ассоциации «Совет муниципальных образований Хакасии». Где, собственно, и было принято решение обратиться к главе государства. Главы муниципальных образований с жаром доказывали бедственное положение: из-за отсутствия денег они не платят в Пенсионный фонд, вынуждены оплачивать из собственного кармана электроэнергию из-за блокировки счетов сельсовета, иначе село останется без уличного освещения…
И что муниципалы услышали в ответ:
«Никто не говорит, что мы не будем вам давать деньги, их у нас нет.
Обращение - это все правильно. Никто же не сказал, что его не надо. От Верховного Совета обращались, от правительства обращались! Ну, давайте еще от муниципалов обратимся! Кто говорит, что нет?! Но говорить о том, что правительство довело вас? Так можно было бы говорить, если бы у нас не было дефицита, если бы не госдолг в 100 процентов! Вы бы сказали: что жируете, а нам не даете!? Ну это же не так!»
На смех в зале Ирина Ивановна отреагировала мгновенно:
«Я че-то смешное, Денис, говорю? Че за смех-то, я не пойму?!»
Суть межбюджетных отношений уложилась в первую фразу финансового зама главы Хакасии: денег не даем, потому что их нет. Что собственно и подтверждает справедливость претензий президентского полпреда: почему-то в «хорошем бюджете» уже в ноябре не оказалось грошей.
Скорее всего, совершенно справедливы сомнения сибирского полпреда и в сбалансированности финансовой сметы на следующий год. Поскольку в известном интервью еженедельнику «Шанс» Ирина Войнова дала ему определение:
«Бюджет как бюджет».
Кстати, в этом интервью высокопоставленный чиновник делает все публичные заявления в любопытной ипостаси:
«Я отвечу от лица правительства».
Особую пикантность этому уточнению имеет ответ на вопрос о применении отрицательного трансферта к столице Хакасии. Получилось предельно путано:
«Вообще, не было даже идеи ввести отрицательный трансферт в отношении Абакана. Это легко проверить. Если бы он был, его бы прописали в проекте закона о бюджете. Проект закона был сформирован в начале октября, отправлен в федеральный минфин. Еще тогда там не было ни строчки про отрицательный трансферт.
Дальше: в июле, августе вносились большие изменения в Бюджетный кодекс. И наш республиканский закон 93 «О бюджетном процессе» мы приводили в соответствие с Бюджетным кодексом. Там очень много изменений, дополнений, уточнений. И если уже приводили в соответствие, то и статью 15 привели в соответствие. А дальше произошла трагедия с Николаем Генриховичем, а затем блогеры, журналисты, Nota Bene, Мамаев тот же (который эту тему проспал, а потом включился) начали говорить, что в законе 93 есть такая статья. Она всегда была».
Впрочем, принципиально важно последовавшее далее откровение чиновника:
«Другое дело, что мы сделали коэффициент 1,3, а не 3. Возможно ли сделать снова 3 вместо 1,3? Конечно. Это может сделать правительство Хакасии, и мы это сделаем. Только когда пена спадет. Вот чем быстрее перестанет мэрия всех будоражить, тем быстрее поменяем.
Я понимаю, у них выборы, они на этом играют. Они вроде как сплотили абаканцев вокруг кандидата от мэрии, мол, кругом враги, на них наступают. А правительство такое-сякое, хочет у них отобрать что-то. Поднимают волну, тут и блогеры, СМИ подключаются.
На такой волне мы поправку делать не будем. Вот стоит 1,3, и будет стоять. Когда пройдут выборы, они успокоятся, перестанут подстрекать СМИ, вот тогда мы коэффициент сделаем не 1,3, а, например, 3. Мы не стали этого делать благодаря мэрии, Бортникову и Мамаеву. Вот им «спасибо». Потому что не надо правительство клевать по поводу и без повода».
То есть глава финансового ведомства публично признала: к административному центру Хакасии применили понижающий коэффициент не по причине его финансовой устойчивости, а исключительно из воспитательно-карательных целей: не надо «правительство клевать по поводу и без поводу». Убийственная логика.
Жаркие бюджетные споры, как правило, дружат с зарплатными долгами
На минувшей же неделе Хакасия шокировала федеральный центр буйным ростом зарплатных долгов.
Просроченная задолженность выросла в 18,8 раза. Среди 85 субъектов федерации республика побила абсолютный рекорд по резвости усугубления социальной беды. Владимировская область, увеличившая долги по заработной плате в 8,6 раза, и удвоившая их Тува по их стремительному росту достаточно сильно уступают Хакасии.
Причем Федеральная служба государственной статистики традиционно обозначила объем задолженности только по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности. На 1 ноября она составила в Хакасии 9,7 млн рублей. По итогам многочисленных жалоб Государственная инспекция труда в Хакасии выявила на эту же дату на порядок больший объем просроченных зарплатных долгов — 20,4 млн.
Если к нерадивым работодателям применят новые поистине драконовские меры, в Хакасии окончательно разорятся многие предприятия.
Минюст настаивает: количество штрафов за невыплату зарплаты в срок должно равняться числу сотрудников, не получивших деньги. Административный кодекс предусматривает для компаний штраф от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
Если Верховный суд согласится с логикой министерства, то в последнем примере штраф может вырасти до 50 млн рублей.
А пока прокуратура Хакасии нашла крайних в зарплатном скандале: для бюджетников трех поселений сохраняется печальная перспектива остаться к Новому году без зарплаты.
Главы двух поселений в Аскизском районе Хакасии получили прокурорские представления за нарушения трудовых прав бюджетников. Речь идет о задержке заработной платы в Базинском и Пуланкольском сельсоветах. Эта ситуация получила огласку еще в октябре. Задержка жалования бюджетникам возникла по причине отсутствия дотаций из республиканского бюджета. Однако надзорные органы внесли представление муниципальным властям, от которых никоим образом не зависел исход указанных событий.
По результатам проверки прокуратурой Аскизского района выявлено нарушение сроков выплаты заработной платы за октябрь в двух сельских поселениях: перед 40 работниками администрации Базинского сельсовета и двух подведомственных ей казенных учреждений на сумму 263 тыс. рублей и перед 27 работниками администрации Пуланкольского сельсовета и двух подведомственных ей казенных учреждений на сумму 322 тыс.
«Для устранения нарушений трудовых прав работников прокурором Аскизского района главам названных поселений внесены представления, по результатам их рассмотрения 11.11.2019 года задолженность погашена в полном объеме", - сообщается на сайте прокуратуры РХ.
Есть ли заслуга прокурорских работников в том, что задолженность все-таки была погашена - большой вопрос. Скорее всего, с муниципалами рассчиталась лишь потому, что из республиканского бюджета поступили деньги на указанные цели.
"В трех сельсоветах заработная плата не была выплачена, потому что там закончилась дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, источником которой является субвенция из республиканского бюджета по переданным полномочиям", - ранее рассказали 19rus.info в администрации Аскизского района.
И это следует признать еще одним достаточно весомым подтверждением слов сибирского полпреда: главе Хакасии следует самому погружаться глубоко во все вопросы, а не верить «красивым спокойным докладам, которые вводят в заблуждение»