Избирательная кампания 2019 года в России в целом прошла «довольно хорошо», хотя у нее были и «горячие точки». Так глава Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова доложила президенту РФ Владимиру Путину, подводя итоги выборов. В то же время, по оценке Памфиловой, «недоброжелатели» пытались «утопить эти выборы в волне дезинформации, клеветы, разного рода провокаций».
Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников – об оценке завершившихся выборов, которую руководитель ЦИК Элла Памфилова представила президенту и перспективах изменения избирательного законодательства.
На мой взгляд, встреча Эллы Памфиловой с президентом и ее анализ итогов кампании в основном были посвящены ее давней идее о необходимости корректировки избирательного законодательства. Она, прежде всего, обращала внимание на негативную ситуацию на выборах в Мосгордуму и на муниципальных выборах в Санкт-Петербурге, при этом петербургскую кампанию разделила: сказала, что губернаторская прошла нормально и к ней претензий нет, а вот муниципальная отличалась шокирующими нарушениями. То и другое она затем привела к тезису о необходимости избирательного законодательства.
Об изменении избирательного законодательства уже говорилось в связи со случаями, когда вставал вопрос субъективности решений о подписях в поддержку кандидатов – и, соответственно, вопрос об изменении процедуры регистрации и контроля за сбором подписей. С другой стороны, говоря про Петербург, Памфилова изложила еще одну ранее озвученную идею по изменению взаимоотношений между избирательными комиссиями муниципальных образований (ИКМО) и структурами избирательных комиссий, которые формируют избиркомы субъектов Федерации. Сейчас они существуют, по сути, в разных мирах – горизбирком Петербурга не имел возможности влиять на работу муниципальных комиссий, не мог оперативно вмешиваться в ситуацию, и это вызывало критику Памфиловой. Все это она сейчас еще раз транслировала президенту.
Так что мне кажется, основным посылом ее анализа было побуждение вертикали власти страны к изменению в избирательном законодательстве. С этим тезисом она выступала еще в феврале 2019 года – в частности, именно в Петербурге. Тогда она анонсировала изменения, которые могли бы произойти, но не произошли – в первую очередь из-за неготовности к ним партии «Единая Россия». Из-за этой неготовности вроде бы уже согласованные предложения не были внесены в Государственную Думу – причем Памфилова говорила, что процесс согласования предложений между администраций президента, «Единой Россией» и Центризбиркомом и представителями Госдумы уже прошел. Но все затормозилось, и сейчас она пытается повторно запустить процесс, реанимировать его, подключив новую мотивировку, новые аргументы за изменения.
И, на мой взгляд, здесь есть если не лукавство, то некоторая тонкость. Если изменение законодательства, которое анонсировалось в феврале, касалось исключительно глав субъектов Федерации (шла речь о муниципальном фильтре, о свободном голосовании, о способах увеличить прозрачность и легитимность этих выборов), то сейчас говорится об иных избирательных процедурах и подчеркивается, что выборы глав регионов нормальны, к ним нет претензий.
Однако мне кажется, что сейчас, используя проблемы на выборах (прежде всего московских и муниципальных петербургских), глава ЦИК пытается раскрутить маховик изменений, добиться начала реформирования избирательного законодательства – и что в итоге туда все равно будут вложены изменения, о которых она говорила зимой. То есть что туда прежде всего будут закладываться изменения системы выборов глав субъектов Федерации.
Источник
Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников – об оценке завершившихся выборов, которую руководитель ЦИК Элла Памфилова представила президенту и перспективах изменения избирательного законодательства.
На мой взгляд, встреча Эллы Памфиловой с президентом и ее анализ итогов кампании в основном были посвящены ее давней идее о необходимости корректировки избирательного законодательства. Она, прежде всего, обращала внимание на негативную ситуацию на выборах в Мосгордуму и на муниципальных выборах в Санкт-Петербурге, при этом петербургскую кампанию разделила: сказала, что губернаторская прошла нормально и к ней претензий нет, а вот муниципальная отличалась шокирующими нарушениями. То и другое она затем привела к тезису о необходимости избирательного законодательства.
Об изменении избирательного законодательства уже говорилось в связи со случаями, когда вставал вопрос субъективности решений о подписях в поддержку кандидатов – и, соответственно, вопрос об изменении процедуры регистрации и контроля за сбором подписей. С другой стороны, говоря про Петербург, Памфилова изложила еще одну ранее озвученную идею по изменению взаимоотношений между избирательными комиссиями муниципальных образований (ИКМО) и структурами избирательных комиссий, которые формируют избиркомы субъектов Федерации. Сейчас они существуют, по сути, в разных мирах – горизбирком Петербурга не имел возможности влиять на работу муниципальных комиссий, не мог оперативно вмешиваться в ситуацию, и это вызывало критику Памфиловой. Все это она сейчас еще раз транслировала президенту.
Так что мне кажется, основным посылом ее анализа было побуждение вертикали власти страны к изменению в избирательном законодательстве. С этим тезисом она выступала еще в феврале 2019 года – в частности, именно в Петербурге. Тогда она анонсировала изменения, которые могли бы произойти, но не произошли – в первую очередь из-за неготовности к ним партии «Единая Россия». Из-за этой неготовности вроде бы уже согласованные предложения не были внесены в Государственную Думу – причем Памфилова говорила, что процесс согласования предложений между администраций президента, «Единой Россией» и Центризбиркомом и представителями Госдумы уже прошел. Но все затормозилось, и сейчас она пытается повторно запустить процесс, реанимировать его, подключив новую мотивировку, новые аргументы за изменения.
И, на мой взгляд, здесь есть если не лукавство, то некоторая тонкость. Если изменение законодательства, которое анонсировалось в феврале, касалось исключительно глав субъектов Федерации (шла речь о муниципальном фильтре, о свободном голосовании, о способах увеличить прозрачность и легитимность этих выборов), то сейчас говорится об иных избирательных процедурах и подчеркивается, что выборы глав регионов нормальны, к ним нет претензий.
Однако мне кажется, что сейчас, используя проблемы на выборах (прежде всего московских и муниципальных петербургских), глава ЦИК пытается раскрутить маховик изменений, добиться начала реформирования избирательного законодательства – и что в итоге туда все равно будут вложены изменения, о которых она говорила зимой. То есть что туда прежде всего будут закладываться изменения системы выборов глав субъектов Федерации.