https://www.high-endrolex.com/26

Хабаровский край: Борьба не партий, а политтехнологов

03.09.2019
Сегодня все говорят о том, какой результат дадут сентябрьские выборы. Об этом в «Тихоокеанской звезде» размышляет Владимир Зубков, социолог, директор АНО «Краевой научно-практический центр мониторинга этно-конфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций».

Прогноз на явку и роль обличителя


Мой прогноз как социолога - «высушить» явку не удастся. Она будет примерно так же высока, как на втором туре выборов губернатора осенью прошлого года. И явного большинства у какой-либо партии не будет ни в краевом, ни в городском парламенте.

После сентября 2018 года люди поверили, что их голос что-то значит, что не всё решено «сверху», что от их выбора зависит, будут ли в крае, городе перемены к лучшему.

Так что на участки они придут. Как этой возросшей активностью стараются воспользоваться различные политические силы - вопрос, как говорится, интересный.

Отдельный разговор о кандидатах в Государственную Думу. Главная к ним претензия - что приезжие, здесь не родился или не живёт, не знает о проблемах края.

Сбором «наказов» в каком-то смысле занимается «Дочь Хабаровского края» Вика Цыганова, обещает решить все вопросы, но главным образом делает своё профессиональное дело - поёт.

Вот в ближайшие дни всех приглашали на бесплатный концерт, даже диск вручали прямо на улицах Хабаровска.

На листовках представляющего КПРФ Николая Платошкина «грозные» призывы паковать чемоданы всем чиновникам, грабящим народ, обещания снизить тарифы ЖКХ, без уточнения, как, на сколько и что конкретно снизить; обещания поднять медицину, без уточнения, зарплату ли врачам или уровень диагностического оборудования.

То есть явно популистские лозунги, игра на чувствах простых людей, которые не знают, что депутат, даже если захочет, не сможет выполнить обещания, поскольку его фракция минимальна в Государственной Думе.

Платошкин очень хорошо говорит. Это видно на дебатах. Ещё бы, заведующий кафедрой Московского гуманитарного университета, преподаватель, в том числе политических дисциплин.

Роль оратора, обличителя очень выгодна. Особенно если не уточнять, как именно, кроме ареста «виновных», депутат намерен исправлять положение дел.

Программы - в дефиците


У кандидата, на мой взгляд, должна быть чёткая, понятная, может быть, яркая программа. Но большинство говорят: я хочу стать депутатом, потому что, вместо того, чтобы говорить: хочу стать депутатом для того, чтобы…Чтобы решить конкретные вопросы - построить мост, отремонтировать школу, открыть ФАП, сделать другие конкретные дела.

Особенно впечатляет листовка одной из коммунистических партий «Хватит сосать пустышки», изображающая соски, названные ведущими российскими партиями. Никакой программы - только оскорбление политических противников.

У кандидата другой оппозиционной партии читаем «Прекратим развал медицины». Что имеется в виду? Как прекратим? Не уточняется. Никто не написал что-то конкретное. Скажем, «подведём воду в Корсаковское муниципальное поселение», «в северных районах края оборудуем все школы тёплыми туалетами» и так далее.

Формат агитации меняется под молодёжь


Если в Приморском крае всегда политическая борьба была оживлённой, то в Хабаровском до 2018 года всё было достаточно тихо и консервативно. Были массово кандидаты от партии власти и немного от других партий.

Подчеркну - партия власти получила свой статус самым легитимным образом. Её поддержало подавляющее число избирателей на выборах во все уровни, в том числе региональный. Мы сами эту партию выбрали. 30 из 36 депутатов краевой думы уходящего созыва - единороссы.

Но тут случился сентябрь 2018 года. Неожиданно два тура и победа представителя оппозиционной партии. Это привело к оживлению политических сил и изменению формата предвыборной борьбы.

Если раньше всё ограничивалось баннерной рекламой, то есть большими щитами с призывом голосовать за ту или иную партию и её кандидата, то сегодня идет массовое распространение листовок, спецгазет.

По Хабаровску расставлены «киосочки», представляющие кандидатов, где раздают листовки, приглашения на встречу и так далее.

Коммунисты вышли в соцсети, что само по себе ново. Ранее они ограничивались собственными печатными СМИ. Видно, что сейчас они делают ставку на молодёжь.

В киосочки привлекают молодежь. Вовлекают ее в политическую борьбу и таким способом. Наверняка с этими ребятами ведется агитационная работа.
Молодежь - это примерно четверть населения края. Та часть, которая ранее была более пассивна. Ни для кого не секрет, что в предыдущие годы у молодых людей сформировалось отношение к выборам как к инструменту, который не может повлиять на их жизнь.

Молодежь прагматична: если она не видит, что выборы на что-то влияют, она уходит отсюда. После сентября прошлого года в умах молодежи кое-что изменилось. «Оказывается, не всё за нас решили, мы тоже можем повлиять на ход ситуации», - поняло юное поколение.

Другое дело, как за молодежь и другую активизировавшуюся часть населения борются.

Можно было ожидать сценария оживления борьбы кандидатов, представления своих лучших сторон. Но этого почти не произошло. Исключения есть. Видно в том же Инстаграме, что каждый день встречается с населением Евгений Солоненко из ЕР, Иван Крюков из ЛДПР.

Они пишут на своей страничке, о каких проблемах узнали, что-то уже пытаются решить. Возможно, другие тоже что-то берут на заметку, но это не видно.
Можно было предположить, что в информационном, в интернет-пространстве появится таргетированная реклама кандидатов, но и этого нет.

А что мы видим на сегодняшний день? Инсинуации, всплывшие в СМИ по поводу политических перебежек. Разоблачение шести кандидатов, которые были членами Единой России (одной партии), а теперь стали членами другой партии.

Весь этот большой информационный ресурс направлен на поиск каких-то «черных пятен» в биографии кандидатов, компромата, наличие судимостей, хоть и погашенных.

На руководителей партий вешаются совершенно дикие голословные обвинения, вплоть до сексуальной ориентации.

Главным образом, всё это происходит в информационном пространстве, на которое ориентирована молодежь - социальных сетях. Теперь на эту потенциально активную часть избирателей валится весь грязный пиар.

В целом у меня ощущение, что нынешняя избирательная кампания превратилась не в борьбу партий и кандидатов, а в борьбу политтехнологов и спичрайтеров. Не считая, конечно, официальных баннеров вдоль дорог.

Мы зависим от краевой думы


Я думаю, в эти последние дни кандидаты активизируют работу с избирателями. Будут личные встречи, на которых человек с плаката должен будет соответствовать своему имиджу.

А может быть, предстанет и какой-то новой гранью. Избиратели всё же, наверное, склонны голосовать за личности, а не их партийную принадлежность. И тут уже в выигрыше окажется политическая сила, собравшая под свое знамя больше настоящих личностей.

Как бы то ни было, выбор у жителей края есть, парламент краевой мы изберём многообразный. Возможно, в нем будут представлены 4-5 партий. Их представители будут вынуждены вступать в коалиции, чтобы проводить то или иное решение.

Поэтому важно, чтобы они могли работать вместе, могли договариваться. Для внесения изменений в Устав края, к примеру, потребуется квалифицированное большинство. Депутатский корпус краевой думы будет утверждать бюджет на 2020 год и последующие.

Без нормального принятия бюджета экономика края может быть просто парализована. Краевая дума будет обозначать основные направления развития края, согласовывать кандидатуры вице-губернатора и первых заместителей председателя правительства края, принимать законы и решения, которые смогут помочь развитию экономики и социальной сферы.

Очень важно, чтобы коалиционный парламент был прежде всего патриотично настроен по отношению к Хабаровскому краю, его жителям, конструктивен и гибок, готов к сотрудничеству с избранным губернатором края.

Беседовала Раиса ПАЛЕЙ.
Источник
Читайте также
https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26