Михаил Ходорковский по итогам акции 10 августа с удовлетворением объявил, что в стране возникла «мода на протест». Что не удивительно. В соответствии с технологией «цветной революции» протест обязательно должен быть модным, а протестующие должны быть уверены в том, что являются самой продвинутой частью общества и участвуют в первоклассной тусе.
Одним из отличительных признаков таких акций протеста является использование «революционного маркетинга», когда сама оппозиция подаётся как красивый, модный и стильный продукт. Различного рода атрибутика, элементы одежды, поддерживающие оппозиционеров выступления неформальных музыкальных групп и лидеров молодёжного мнения, – всё это является «фирменным стилем» «цветных революций», привлекающим к движению протеста, в первую очередь, молодёжь.
Действительно, все эти элементы мы наблюдали 10 августа. Неформальные музыкальные группы с ненормативной лексикой, флаги и транспаранты всех цветов радуги, большое количество молодых и очень молодых людей. Всё как доктор прописал.
Тем не менее, думаю, что Михаил Борисович поторопился с диагнозом. Оркестр играл и музыка звучала. Однако для формирования действительной «моды на протест» не хватало нескольких важных элементов: лидеров, «моральных авторитетов» и содержания.
1) Лидеры. Часть политиков, собственно, инициаторов всей кампании отсутствовала по вполне понятной причине – из-за участия в несанкционированных акциях в предыдущий период. Однако без них место на трибуне оказалось фактически вакантным, что выявило серьезную проблему протеста – «короткую скамейку запасных». Протестную акцию не посетили ни лидеры системной и несистемной партийной оппозиции, ни известные политики, общественные деятели или правозащитники. За отсутствием партийных вождей роли выдающихся политических деятелей выполняли вожди интернет-издания «Медиазона»: гражданин Канады, известный своей акцией в «Лужниках» «Милиционер вступает в игру», Пётр Верзилов и редактор этого же интернет-издания Сергей Смирнов.
2) «Моральные авторитеты». Одной из ключевых технологий организации протеста, по словам журналиста и политолога Виталия Третьякова, является «вовлечение непосредственно в протестные действия наиболее известных представителей творческой интеллигенции и богемной столичной тусовки». В акциях эпохи «Болотной» считали необходимым принимать деятельное участие десятки известных артистов, писателей, музыкантов, властителей умов и сердец не одного поколения, некоторые из которых специально приезжали для участия в «Прогулке с писателями» даже из Туманного Альбиона. 10 августа известных персон набралось меньше одного десятка. А место знаменитых писателей и рок-музыкантов занял автор хитов «Мне по…», «Я е…», «Иди на…». Согласитесь, неравнозначная замена. Привлечь подростков пубертатного возраста таким образом можно, однако для обеспечения реального интереса значительного числа взрослых москвичей этого недостаточно. Остаётся только строить догадки, куда же испарились все былые «законодатели протестной моды»? То ли не знали о протесте, то ли не захотели променять свои творческие планы или берег тёплого моря на дождливую московскую улицу.
3) Содержание. В ходе подготовки и осуществления акции как-то ушла даже не на второй, а на третий план формальная причина, - недопуск на московские выборы ряда «независимых» депутатов. В результате, по словам канадской журналистки Евы Бартлетт, протестующие «требуют «справедливых выборов» в Московскую городскую думу, но неспособны даже перечислить своих кандидатов». Действительно, попытка использования выборов в МГД в качестве «инцидента» для запуска массовой акции протеста федерального уровня сыграла с организаторами злую шутку, совершенно размыв содержательные аспекты протеста и обессмыслив сам протест. В результате, ни чётких лозунгов, ни внятных идей, ни ощутимой поддержки московской улице со стороны даже городов-миллионников.
Источник
Одним из отличительных признаков таких акций протеста является использование «революционного маркетинга», когда сама оппозиция подаётся как красивый, модный и стильный продукт. Различного рода атрибутика, элементы одежды, поддерживающие оппозиционеров выступления неформальных музыкальных групп и лидеров молодёжного мнения, – всё это является «фирменным стилем» «цветных революций», привлекающим к движению протеста, в первую очередь, молодёжь.
Действительно, все эти элементы мы наблюдали 10 августа. Неформальные музыкальные группы с ненормативной лексикой, флаги и транспаранты всех цветов радуги, большое количество молодых и очень молодых людей. Всё как доктор прописал.
Тем не менее, думаю, что Михаил Борисович поторопился с диагнозом. Оркестр играл и музыка звучала. Однако для формирования действительной «моды на протест» не хватало нескольких важных элементов: лидеров, «моральных авторитетов» и содержания.
1) Лидеры. Часть политиков, собственно, инициаторов всей кампании отсутствовала по вполне понятной причине – из-за участия в несанкционированных акциях в предыдущий период. Однако без них место на трибуне оказалось фактически вакантным, что выявило серьезную проблему протеста – «короткую скамейку запасных». Протестную акцию не посетили ни лидеры системной и несистемной партийной оппозиции, ни известные политики, общественные деятели или правозащитники. За отсутствием партийных вождей роли выдающихся политических деятелей выполняли вожди интернет-издания «Медиазона»: гражданин Канады, известный своей акцией в «Лужниках» «Милиционер вступает в игру», Пётр Верзилов и редактор этого же интернет-издания Сергей Смирнов.
2) «Моральные авторитеты». Одной из ключевых технологий организации протеста, по словам журналиста и политолога Виталия Третьякова, является «вовлечение непосредственно в протестные действия наиболее известных представителей творческой интеллигенции и богемной столичной тусовки». В акциях эпохи «Болотной» считали необходимым принимать деятельное участие десятки известных артистов, писателей, музыкантов, властителей умов и сердец не одного поколения, некоторые из которых специально приезжали для участия в «Прогулке с писателями» даже из Туманного Альбиона. 10 августа известных персон набралось меньше одного десятка. А место знаменитых писателей и рок-музыкантов занял автор хитов «Мне по…», «Я е…», «Иди на…». Согласитесь, неравнозначная замена. Привлечь подростков пубертатного возраста таким образом можно, однако для обеспечения реального интереса значительного числа взрослых москвичей этого недостаточно. Остаётся только строить догадки, куда же испарились все былые «законодатели протестной моды»? То ли не знали о протесте, то ли не захотели променять свои творческие планы или берег тёплого моря на дождливую московскую улицу.
3) Содержание. В ходе подготовки и осуществления акции как-то ушла даже не на второй, а на третий план формальная причина, - недопуск на московские выборы ряда «независимых» депутатов. В результате, по словам канадской журналистки Евы Бартлетт, протестующие «требуют «справедливых выборов» в Московскую городскую думу, но неспособны даже перечислить своих кандидатов». Действительно, попытка использования выборов в МГД в качестве «инцидента» для запуска массовой акции протеста федерального уровня сыграла с организаторами злую шутку, совершенно размыв содержательные аспекты протеста и обессмыслив сам протест. В результате, ни чётких лозунгов, ни внятных идей, ни ощутимой поддержки московской улице со стороны даже городов-миллионников.