В Госдуму внесен законопроект, который предлагает еще немного подправить действующий закон «О выборах Президента РФ». Авторы — главы комитетов по законодательству обеих палат парламента, депутат Павел Крашенинников («ЕР») и сенатор Андрей Клишас. Президентская кампания должна быть объявлена в промежутке между 8 и 18 декабря, и надо торопиться. Г-н Крашенинников сообщил «МК», что инициативу начнут рассматривать сразу после праздников.
Кроме самих кандидатов и партий, их выдвинувших, право посылать своих наблюдателей в избиркомы на выборах президента, по мнению авторов, должны получить Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов РФ. При этом наблюдатели от региональных палат смогут работать лишь на территории своей области или республики.
Предлагается прописать также возможность размещения видеокамер в помещениях территориальных комиссий во время подведения итогов выборов и трансляцию снятого в Интернете. Сейчас закон допускает видеонаблюдение и трансляцию в Интернете с избирательных участков во время самого процесса народного волеизъявления.
Эти меры направлены «на обеспечение при проведении выборов Президента Российской Федерации гласности и открытости деятельности избирательных комиссий», — говорится в пояснительной записке.
Сопредседатель общественного движения «Голос» Андрей Бузин, комментируя «МК» эту инициативу, заметил, что ЦИК давно говорил о видеонаблюдении в ТИКах и в 2017 году его опробовали на выборах в ряде регионов. «В любом случае это продвижение вперед», — считает эксперт, напомнив, впрочем, что в целом по стране на выборах президента в 2018 году по сравнению с выборами 2012 года число камер на избирательных участках сократят «почти в два раза». Что касается наблюдателей от общественных палат — г-н Бузин назвал это предложение «косметической и пропагандистской мерой»: по его словам, «в общественные палаты всех уровней входят в основном лишь организации, солидарно работающие с органами власти, а реальный общественный контроль возможен только снизу».
Продвижение-то вперед все же есть? Есть. Значит, выражаясь языком советского плаката, «верной дорогой идете, товарищи»?
Но вот что интересно: «верной дорогой» наши власти почему-то готовы идти только к президентской кампании. Применительно к выборам Госдумы, региональным и муниципальным выборам в последние годы действует прямо противоположная тенденция: закрутить и ограничить.
В феврале 2016 года в закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» внесли изменения, ужесточающие правила наблюдения. Не больше 2 человек на одном участке от каждой партии или кандидата, каждый наблюдатель может следить за ходом выборов лишь на одном участке, партии или кандидаты обязаны подать списки всех своих наблюдателей с их персональными данными в территориальный избирком за 3 дня до голосования, и менять по ходу дела одного наблюдателя на другого нельзя…
Закон «Об основных гарантиях…» прописывает общие для выборов всех уровней правила, определяя иногда возможность отклонения от них. Правила допуска наблюдателей в 2016 году прописывались сначала именно как общие. Но к лету 2017 года в этом самом законе появилась замечательная оговорка, позволяющая другими федеральными законами выходить за предписанные рамки. И для выборов президента правила сразу же изменили! Здесь не будет ни крепостного прикрепления наблюдателя к одному конкретному участку, ни регистрации списков наблюдателей в избиркомах. Единственное ограничение — не больше двух за раз!
Еще более интересно то, что от законодателей не слышно никаких предложений распространить этот махровый по российским меркам либерализм на выборы Госдумы, губернаторов, муниципальных и региональных депутатов. Г-н Крашенинников в разговоре с «МК» всего лишь «не исключил», что «после апробации новой практики на президентских выборах она может быть распространена и на выборы других уровней».
Может быть, это потому, что на выборах других уровней власти не могут полностью исключить разного рода неприятные для себя электоральные сюрпризы? А когда сочтут, что могут, тогда и тут наступит новая «гласность и открытость»?
Пока же это сочтено возможным лишь на выборах, где неожиданностей не случалось вот уже почти 20 лет, а победитель известен заранее не только любому россиянину, но и его собаке, кошке и хомячку.
Марина Озерова
Кроме самих кандидатов и партий, их выдвинувших, право посылать своих наблюдателей в избиркомы на выборах президента, по мнению авторов, должны получить Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов РФ. При этом наблюдатели от региональных палат смогут работать лишь на территории своей области или республики.
Предлагается прописать также возможность размещения видеокамер в помещениях территориальных комиссий во время подведения итогов выборов и трансляцию снятого в Интернете. Сейчас закон допускает видеонаблюдение и трансляцию в Интернете с избирательных участков во время самого процесса народного волеизъявления.
Эти меры направлены «на обеспечение при проведении выборов Президента Российской Федерации гласности и открытости деятельности избирательных комиссий», — говорится в пояснительной записке.
Сопредседатель общественного движения «Голос» Андрей Бузин, комментируя «МК» эту инициативу, заметил, что ЦИК давно говорил о видеонаблюдении в ТИКах и в 2017 году его опробовали на выборах в ряде регионов. «В любом случае это продвижение вперед», — считает эксперт, напомнив, впрочем, что в целом по стране на выборах президента в 2018 году по сравнению с выборами 2012 года число камер на избирательных участках сократят «почти в два раза». Что касается наблюдателей от общественных палат — г-н Бузин назвал это предложение «косметической и пропагандистской мерой»: по его словам, «в общественные палаты всех уровней входят в основном лишь организации, солидарно работающие с органами власти, а реальный общественный контроль возможен только снизу».
Продвижение-то вперед все же есть? Есть. Значит, выражаясь языком советского плаката, «верной дорогой идете, товарищи»?
Но вот что интересно: «верной дорогой» наши власти почему-то готовы идти только к президентской кампании. Применительно к выборам Госдумы, региональным и муниципальным выборам в последние годы действует прямо противоположная тенденция: закрутить и ограничить.
В феврале 2016 года в закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» внесли изменения, ужесточающие правила наблюдения. Не больше 2 человек на одном участке от каждой партии или кандидата, каждый наблюдатель может следить за ходом выборов лишь на одном участке, партии или кандидаты обязаны подать списки всех своих наблюдателей с их персональными данными в территориальный избирком за 3 дня до голосования, и менять по ходу дела одного наблюдателя на другого нельзя…
Закон «Об основных гарантиях…» прописывает общие для выборов всех уровней правила, определяя иногда возможность отклонения от них. Правила допуска наблюдателей в 2016 году прописывались сначала именно как общие. Но к лету 2017 года в этом самом законе появилась замечательная оговорка, позволяющая другими федеральными законами выходить за предписанные рамки. И для выборов президента правила сразу же изменили! Здесь не будет ни крепостного прикрепления наблюдателя к одному конкретному участку, ни регистрации списков наблюдателей в избиркомах. Единственное ограничение — не больше двух за раз!
Еще более интересно то, что от законодателей не слышно никаких предложений распространить этот махровый по российским меркам либерализм на выборы Госдумы, губернаторов, муниципальных и региональных депутатов. Г-н Крашенинников в разговоре с «МК» всего лишь «не исключил», что «после апробации новой практики на президентских выборах она может быть распространена и на выборы других уровней».
Может быть, это потому, что на выборах других уровней власти не могут полностью исключить разного рода неприятные для себя электоральные сюрпризы? А когда сочтут, что могут, тогда и тут наступит новая «гласность и открытость»?
Пока же это сочтено возможным лишь на выборах, где неожиданностей не случалось вот уже почти 20 лет, а победитель известен заранее не только любому россиянину, но и его собаке, кошке и хомячку.
Марина Озерова
Источник