https://www.high-endrolex.com/26

Рискованная инициатива губернатора Морозова

12.12.2019
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов в ходе форума «100 шагов к благоприятному инвестклимату» анонсировал создание в регионе сразу трех крупных корпораций: корпорации развития, корпорации развития промышленности, предпринимательства и сельских территорий, корпорации технологического превосходства.

О преимуществах озвученной ульяновским губернатором инициативы, а также о ее неизбежных побочных эффектах рассуждает политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.

Новые структуры в региональных органах государственного управления – это не новость. Можно говорить о нескольких возможных причинах таких шагов. Во-первых, это новые вызовы, встающие перед системой государственного управления, новые задачи, поставленные перед ней. Здесь все хорошо. Вызовы перед нашим государством и регионами возникают со стабильной частотой, а новые задачи для органов управления нарезаются с регулярным постоянством. Так что только успевай реагировать. Чаще всего не успевают, но иногда получается…

Во-вторых, это необходимость жить и работать, не отставая от достижений технического прогресса, в частности, результатов цифровизации общества и лавинообразного роста информационных потоков, в которых приходится действовать государственным служащим.

В-третьих, это перераспределение полномочий и функций управления между различными уровнями административно-территориального деления страны. Больше федеральной ответственности – больше спроса с регионов, больше денег в центр – меньше на местах, больше роль муниципалитетов – меньше амбиций у глав субъектов федерации.

Каждый год возникают новые идеи: объединение муниципалитетов с городскими и сельскими округами, формирование городских суперагломераций, создание экономических макрорегионов… Конечно, живя в этой динамичной системе, власти той или иной области фантазируют и экспериментируют. Иногда более удачно, иногда менее. В конечном итоге – только опыт может дать возможность оценки результата. Но предпосылки для изменений можно рассмотреть и на старте.

За последнее время реально изменились все условия работы с информационными носителями. Как рассказывают коллеги из органов государственной власти, не в разы, а на порядки выросли обрабатываемые данные. В основном их три категории. Это запросы, статистика и контрольные цифры, которые собирают профильные федеральные структуры в вертикали власти, и их требуют сверху, все кто чуть выше стоит в этой иерархии. Это жалобы, обращения, комментарии и электронные посты, которые пишут граждане с использованием всех электронных устройств и всех технологических платформ, специально для этого предназначенных.

Таких запросов все больше, под них специально создаются все новые и новые проекты, в рамках которых чиновники обязаны писать ответы даже не в течение нескольких дней, а иногда часов. Это движение информации снизу вверх. Это письма, распоряжения и контрольные карты, которые ходят в рамках одной системы управления, как бы по горизонтали.

Объем работы такой, что на нее порой уходит от трех четвертей до девяти десятых совокупного рабочего времени всех специалистов того или иного структурного подразделения. В оставшееся время сотрудники вынуждены заниматься как раз профильными делами: здравоохранением, образованием, строительством, благоустройством территорий, развитием экономики, безопасностью и т.д. При этом именно в последнюю очередь, так как отчетность идет именно по результатам переписки, а не реальным фактам и достижениям, которые никому неизвестны, ни жителям, ни начальству, так как и те и другие живут в искусственно созданной информационно-фантомной реальности. Но объем информации продолжает расти и с ним приходится бороться.

Каждый новый руководитель считает своим долгом ввести новые категории отчетности, новые формуляры и протоколы, поставить новые KPI. Каждое новое поколение жителей все более и более погружено в информационную среду и, рождаясь с гаджетами в руках, пишет свои посты в органы власти из кафе и ресторана, из аудитории вуза и музейного зала, с автобусной остановки и из вагона поезда. Их уже не тысячи, их миллионы, и все новые и новые правила требуют все более и более быстрой реакции в ответах. А для этого нужны все новые и новые сотрудники.

В больницах два врача со скальпелями и у рентгеновских установок – а десять за заполнением формуляров. В жилконторах два дворника с метлами убирают дворы – десять за компьютерами готовят отчеты.

Не удивительно, что количество чиновников современной в России больше, чем в СССР количество советских, партийных и комсомольских работников вместе взятых. При том, что тогда была именно государственная система управления, а сейчас вроде бы как свободный рынок. Бюрократический аппарат работает сам на себя, сам ставит себе задачи и требует постоянного увеличения как внутренней информации, так и штатов под нее.

Катастрофу, чем это может закончиться, прекрасно показал еще в свое время Станислав Лем в рассказе «Ананке».

Чтобы региональные системы управления все-таки заработали, идея разделить информационный шум и реальную деятельность выглядит очень даже перспективной. Чтобы не мешали тем, кто еще будет этими реальными делами заниматься. Специально создать отдельный офис – отдельную контору, где будут только работать со всеми поступающими запросами: сверху, снизу, со стороны. Только читать и писать. И больше ничего.

А вот в других местах будут реально работать. Развивать экономику, поддерживать региональное хозяйство, заботиться о людях, помогать предпринимателям… Идея выглядит здравой, по сути. Но выполнима ли она на практике? Не получится ли в итоге снова несколько офисов, погруженных в бумагооборот друг с другом без выхода наружу? Ответ можно будет получить только через какое-то время по результатам опыта. Их и подождем.

Читайте также
https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26