https://www.high-endrolex.com/26

Центр Карнеги: регионы Сибири вернулись к «параду суверенитетов»

11.11.2017
Региональные власти не готовы мириться с новой экспансией Москвы. Они требуют не денег, а самостоятельности и ссылаются на мнение народа. Регионы вспомнили, что Россия — федеративное государство. Андрей Перцев написал для Московского центра Карнеги о «мини-бунтах» Тулеева, депутатов Хакасии и Новосибирской области.

Первой ласточкой новой вольницы стала январская пресс-конференция главы Белгородской области Евгения Савченко (занимает этот пост с 1991 года). Срок его полномочий истекал, большинство других таких губернаторов были отправлены в отставку, о которой они объявляли на пресс-конференциях. Журналистов собрал и Савченко, но собрал их для того, чтобы сказать: я остаюсь и пойду на перевыборы. Губернатор перехватил инициативу у Администрации президента, где настроились уволить старожила, и выиграл.

Позже сумел отбиться от увольнения глава Кемеровской области Аман Тулеев, хотя у него возникли неприятности как с силовиками, арестовавшими его ключевых замов, так и со здоровьем. Он сохранил пост, несмотря на тяжелую операцию и реабилитацию после нее, хотя фамилии возможных преемников уже открыто обсуждались.

И Евгений Савченко, и Аман Тулеев создали в своих регионах особые системы управления. В Кемеровской области власть демонстративно помогает населению с низкими доходами, принуждает собственников крупных предприятий строить и содержать социальные объекты. Стиль управления Тулеева — сверхавторитарный, он не терпит в области ни самостоятельный бизнес, ни политических противников; после выборов любого уровня в регионе обнаруживают аномально высокое голосование за партию власти. При этом у части населения губернатор действительно популярен.

Евгений Савченко также контролирует львиную долю крупного бизнеса (за исключением металлургии в Старом Осколе) в регионе, и многие жители области его правлением довольны — дороги строятся, жилье ремонтируется. Эти схемы управления в Кремле ломать не решаются, губернаторы это чувствуют и позволяют себе самостоятельные действия.

Дух времени чувствуют и в других субъектах. Губернатор Мурманской области Марина Ковтун, чья фамилия фигурировала в списках на отставку, по примеру Амана Тулеева открыто обвинила местных силовиков в давлении и сохранила пост. Более того, с ней встретился Владимир Путин и пообещал поддержку региональным проектам.

Депутаты Хакасии и осудили силовиков, и попросили у правительства и Госдумы финансовой поддержки в общем размере 28,2 млрд рублей. Парламентарии поминают, что центр перераспределил долю в сборе налогов в свою пользу, и хотят, чтобы потери им вернули.

Новосибирские парламентарии обратились к центру с предложением полностью вернуть региону акцизный сбор на топливо — ранее бюджеты субъектов получали 100% этого налога, сейчас около 60%.

Сахалинское заксобрание не устроило перераспределение доходов от нефтедобычи в рамках «Соглашения о разделе продукции». Раньше области доставалось 75%, а Москве 25%, но в новом проекте федерального бюджета планировалось, что доли будут распределяться наоборот. Парламент области воспользовался подзабытым многими правом оставить отрицательный отзыв.

Помощи попросила Карелия. В случае Хакасии и Карелии депутаты прямо указали: не поможете — денег не хватит на исполнение майских указов Владимира Путина. В Новосибирске заявили, что в случае перераспределения налогов денег на ремонт и строительство дорог не хватит.

Губернаторы в этих случаях ведут себя по-разному: врио главы Новосибирской области, варяг Андрей Травников осудил парламентариев; такой же варяг Олег Кожемяко на Сахалине поддержал и поехал в Москву разбираться. В итоге доходы от нефти делятся между областью и центром 50 на 50, центр отобрал, но не столько, сколько планировал.

У нынешнего парада суверенитетов есть важная особенность — в большинстве случаев местные власти ссылаются на мнение населения или ухудшение его положения. Они мягко напоминают Москве: Россия — по закону федерация, а губернаторы и депутаты имеют немало прав, которыми до этого не пользовались. Наконец, население имеет право диктовать власти свое мнение — на референдуме или даже опросе, а та должна его учитывать.

Пока региональное руководство демонстрирует только то, что «вспомнило» про свои полномочия, и размышляет, пользоваться ли ими. Ссылки на мнение населения тоже симптоматичны. Центр столько лет глушил высказывания «хватит кормить Москву», недовольство уходом денег из регионов копилось так долго, что теперь в руках региональных депутатов и умных губернаторов появился инструмент манипуляции Кремлем. О многом говорит и момент, когда регионы заявили о своих правах: через несколько месяцев в России будут президентские выборы.

Региональные депутаты находятся ближе к земле и знают о настроениях избирателей побольше официальных соцопросов. У сильной и популярной власти многого не потребуешь, зато власти, которая начинает терять опору, можно предъявлять требования: вы точно знаете мнение населения? А мы знаем, и оно не в вашу пользу.

В ответ на требования по перераспределению налогов регионы получают дотации либо бюджетные дешевые кредиты (но все равно это кредиты). Парад суверенитетов это вряд ли остановит: регионы усилиями Москвы начали озвучивать качественно новые требования. Им нужно не увеличение дотаций, как тому же Рамзану Кадырову, им нужно возвращение отнятых налогов, возвращение не денег, а самостоятельности.

Источник
Читайте также
https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26