Законопроект о бюджете Республики Татарстан на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов принят сегодня на заседании Государственного Совета в первом чтении. Поправки к главному финансовому закону республики будут приниматься до 3 ноября, затем документ рассмотрят во втором чтении.
Первое чтение – важный этап рассмотрения бюджета, поскольку именно в этот период утверждаются общие финансовые показатели (размер доходов и расходов, объем дефицита). Законопроект о бюджете, направленный в Государственный Совет Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, был рассмотрен на заседаниях всех профильных комитетов парламента. Прошло его широкое обсуждение в формате парламентских слушаний. Кроме того, состоялись зональные совещания с участием всех муниципалитетов республики. Бюджет-2020, по оценке депутатов, сбалансирован и социально-направлен. Доля социально-значимых расходов в проекте бюджета-2020 составляет более 70% от общего объема расходов.
Традиционно в режиме первого чтения предметом обсуждения становится прогноз социально-экономического развития Татарстана на очередной финансовый год и плановый период.
«В мировой экономике сохраняется неопределенность, - отметил министр экономики Фарид Абдулганеев, - на фоне торговых противостояний США, Китая и ряда других стран не ослабевает геополитическая напряженность, что в результате влияет на волатильность цен на энергоносители и курсов валют, а также ставит под угрозу глобальные цепочки поставок технологической продукции». Однако, по его словам, в этих внешнеэкономических условиях в России сохраняется тенденция роста экономической активности. По итогам 2019 года рост валового внутреннего продукта страны, согласно прогнозу Минэкономразвития России, составит 101,3%.
Объем валового регионального продукта по итогам 2019 года оценивается на уровне 2 трлн. 552,5 млрд. рублей при темпе роста 101,3%. В 2020-2024 годах рост экономики прогнозируется в диапазоне 102-103,3% (в России – 101,7-103,3%).
Рост экономической активности в республике в 2020-2024 годах будет обеспечен, в первую очередь, увеличением объемов промышленного производства в обрабатывающих отраслях. Среди крупных инвестпроектов-2020 министр экономики обозначил старт новых производств на «ТАНЕКО», «Нижнекамскнефтехиме», «Казаньоргсинтезе», «Нижнекамскшине» и др.
В агропромышленном комплексе реализуется ряд значимых инвестиционных проектов, в том числе строительство молочных комплексов в 15 муниципальных районах с запуском в 2019-2021 годах (в Азнакаевском, Актанышском, Альметьевском, Алексеевском, Атнинском, Балтасинском, Бугульминском, Высокогорском, Кукморском, Лаишевском, Сабинском, Лениногорском, Нурлатском, Тукаевском, Ютазинском районах), модернизация и расширение производства на Казанском молочном комбинате, строительство мельничного комплекса производительностью 60 тонн в сутки на Актанышском хлебоприемном предприятии и другие.
В строительном комплексе республики с учетом увеличения в рамках национальных проектов объемов жилищного и инфраструктурного строительства прогнозируется поэтапное наращивание объема подрядных работ – темп роста в прогнозном периоде составит 100,2-103,5%.
«В 2020-2024 годах темпы роста оборота розничной торговли прогнозируются на уровне 101-102,5%. Почти четверть оборота по продовольственной группе товаров формируется в федеральных торговых сетях, в которых всё большую долю занимает республиканская продукция, в том числе, благодаря работе созданной в прошлом созыве соответствующей рабочей группы при Государственном Совете», - подчеркнул Фарид Абдулганеев.
Мировым трендом, по словам главы профильного министерства, является развитие электронной торговли. Правительством Республики Татарстан подписаны соглашения с крупнейшими Интернет-ритейлерами. У наших товаропроизводителей появляется дополнительная возможность выхода на российский и зарубежные рынки.
Основным показателем, характеризующим конкурентоспособность и экономическую эффективность деятельности организаций, является прибыль. По итогам 2019 года объем прибыли оценивается на уровне 485,9 млрд. рублей. В перспективе прогнозируется умеренный рост показателя до 517,2 млрд. рублей в 2024 году. В ближайшие три года темпы роста инвестиций ожидаются на уровне 101,2-101,9%.
Институт экономических зон доказал свою эффективность в республике, считает Фарид Абдулганеев. В этой связи подготовлена заявка на создание новой особой экономической зоны промышленно-производственного типа «АлмА» на территории Нижнекамского, Альметьевского и Лениногорского муниципальных районов. Стратегическим инвестором данного проекта выступает компания «Татнефть». Согласно прогнозу, к 2025 году объем осуществленных инвестиций якорных резидентов особой экономической зоны «АлмА» составит 67,9 млрд. рублей, будет создано более 1 400 новых рабочих мест.
Малый и средний бизнес сегодня формирует четверть экономики республики. Согласно прогнозу, оборот малых и средних предприятий в 2024 году составит около 1,7 трлн. рублей. В республике действуют 74 промышленные площадки и 17 промышленных парков, на которых осуществляют деятельность более 1 тыс. 400 резидентов, создано около 27 тыс. рабочих мест.
Безработица в республике, по оценке профильного министерства, сохранится на относительно невысоком уровне. На конец сентября текущего года зарегистрировано в качестве безработных 10,7 тыс. человек, или 0,53% от численности рабочей силы. В прогнозном периоде доля безработных от численности рабочей силы не превысит 0,65%. В 2020-2024 годах прогнозируется, что индекс потребительских цен не превысит уровень 104%.
Развитие экономики позволило увеличить утвержденный в прошлом году прогноз доходной части от первоначально утвержденного бюджета текущего года на 11,7 %, расходной части - на 11,1% .
Как отметил министр финансов Радик Гайзатуллин, в 2020 году, согласно прогнозам, в бюджет республики поступит налог на прибыль в размере 100 млрд. рублей. Поступление налога на доходы физических лиц прогнозируется в объеме 82,1 млрд. рублей (31% всех налоговых доходов). Прогноз поступления акцизов в консолидированный бюджет составит 34,2 млрд. рублей.
Неналоговые доходы консолидированного бюджета в 2020 году составят 11,7 млрд. рублей, в бюджет республики – 7,6 млрд. рублей. Это доходы от аренды и продажи земли и имущества, штрафы, экологические платежи и другие поступления.
Безвозмездные поступления от федерального бюджета в республиканском бюджете-2020 учтены в объеме 31,3 млрд. рублей.
В проекте бюджета на 2020 год социально-значимые расходы составляют более 70% от общего объема расходов. Учтены рост оплаты труда бюджетников, индексация социальных выплат. Будет продолжена работа всех социальных программ. В целом, по оценке Радика Гайзатуллина, расходы социальной сферы в консолидированном бюджете в 2020 году вырастут на 5,7%. Наиболее значительная часть «социальных» расходов будет направлена на отрасль образования (в консолидированном бюджете – 96,5 млрд. рублей, в республиканском – 67 млрд. рублей). На здравоохранение в 2020 году с учетом средств обязательного медицинского страхования будет направлено 78,4 млрд. рублей (из них средства бюджета республики – 29,7 млрд. рублей).
В итоге в 2020 году доходы республиканского бюджета запланированы в сумме 264,8 млрд. рублей, расходы – 267,9 млрд. рублей, дефицит – 3,1 млрд. рублей.
Доклад министра финансов вызвал много вопросов депутатов. В частности, Николай Рыбушкин поинтересовался, сколько денег заложено в бюджете на реализацию программы «Наш двор». Радик Гайзатуллин отметил, что в республиканском бюджет средства не предусмотрены. Более 50 млрд. рублей будет выделено из внебюджетных источников. Сама программа будет реализована за три года.
Марат Галеев задал вопрос о дефиците бюджета и источниках его покрытия. По словам министра финансов, дефицит будет полностью перекрыт остатком средств на начало года.
«Прогноз социально-экономического развития и параметры бюджета были рассмотрены на зональных совещаниях, парламентских слушаниях и на комитетах Государственного Совета, - отметил председатель профильного комитета Леонид Якунин, представляя законопроект, - проведение четкой бюджетной политики позволило повысить устойчивость бюджетной системы к внешней конъюнктуре. А налоговая политика на трехлетний период ориентирована на сохранение и развитие доходных источников бюджета с учетом консервативной оценки».
Леонид Якунин отдельно подчеркнул, что в проекте бюджета нашли отражение вопросы, содержащиеся в Стратегии экономического и социального развития до 2030 года и решении задач, поставленных в Послании Президента Госсовету. «Предложения, поступившие в ходе обсуждения бюджета и прогноза о выделении средств по ряду социальных и других вопросов совершенствования межбюджетных отношений были направлены в Правительство республики и ответы уже получены и направлены депутатам», - проинформировал коллег глава профильного комитета.
Отдельно Леонид Якунин остановился на особенностях проекта бюджета-2020. В частности, по его словам, сохранена максимальная расшифровка и прозрачность бюджета. Расходный блок бюджета расшифровывается в трех плоскостях: по ведомственной структуре, функциональной структуре и в программном разрезе.
Важнейшим приоритетом остается развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения. На это направлены все республиканские программы, которые с текущего года усилены мерами по реализации национальных проектов. На следующий год предусмотрена реализация 30 государственных программ. Общий объем их финансирования запланирован в сумме 243,9 млрд. рублей (на 13,4 % больше чем в этом году).
Увеличено финансирование социально-культурной сферы с учетом повышения заработной платы, новой сети и инфляции в объеме по бюджету республики порядка 161 млрд. рублей. Сохранены и определены новые приоритеты в отраслях социальной сферы, такие как обеспечение детей до 3-х лет местами в детских садах, ремонт стационарных помещений больниц, летних оздоровительных лагерей, общежитий. Решены вопросы строительства и капитального ремонта, модернизации. В целом на следующий год это коснется более 2 тысяч социальных объектов.
Важным направлением бюджетной политики, по мнению Леонида Якунина, должно стать наращивание доходной базы всех уровней бюджетов. В связи с этим целесообразно промониторить имеющиеся налоговые льготы и при необходимости их оптимизировать, пересмотреть администрирование доходов, искать резервы дополнительных доходных поступлений, сохранив на неизменном уровне фискальную нагрузку на налогоплательщиков.
«В целом проект бюджета на 2020 год направлен на обеспечение исполнения всех социальных обязательств республики», - заключил Леонид Якунин.
Свое заключение на проект бюджета дала Счетная палата республики. Как отметил председатель Счетной палаты Алексей Демидов, в законопроекте соблюдены все ограничения, установленные законодательством в части объема государственного долга и расходов на его обслуживание, предельного размера дефицита. «Бюджет республики на 2020 год сбалансирован, доходные источники полностью обеспечат расходные обязательства», - заключил Алексей Демидов.
В целом одобрив законопроект, парламентарии высказали ряд замечаний и предложений. Руководитель фракции КПРФ Хафиз Миргалимов отметил, что предложения фракции ежегодно находят свое отражение в проекте бюджета. Он отдельно за это поблагодарил Президента Татарстана Рустама Минниханова и членов Правительства. По мнению Хафиза Миргалимова, представленный бюджет – это не «бюджет прорыва, развития», а бюджет стагнации. «Если учесть официальную инфляцию, мы получаем минусовой результат», - подчеркнул он. Хафиз Миргалимов уверен, что нужно концентрировать внимание на решение социальных вопросов. Руководитель фракции КПРФ добавил, что фракция подготовила 73 изменения и дополнения к проекту бюджета и готова представить их ко второму чтению.
«Мы очень плотно работали с органами исполнительной власти на этапе подготовки законопроекта о бюджете к первому чтению, конструктивный разговор состоялся с главами муниципальных образований, - отметил Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин, подводя итог обсуждения».
Глава парламента республики оценил документ как «непростой», «напряженный», но вместе с тем социально ориентированный. В немалой степени бюджет-2020 зависит от внешних факторов, а также от того, как удастся добиться участия республики в федеральных программах и проектах. «Впереди еще большая работа, коллеги, - резюмировал Фарид Мухаметшин, - однако хотел бы вас ориентировать не только на изучение и изменение расходной части, но и на анализ доходной части». «Предложений по увеличению доходной части практически не поступало», - посетовал он.
Источник
Первое чтение – важный этап рассмотрения бюджета, поскольку именно в этот период утверждаются общие финансовые показатели (размер доходов и расходов, объем дефицита). Законопроект о бюджете, направленный в Государственный Совет Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, был рассмотрен на заседаниях всех профильных комитетов парламента. Прошло его широкое обсуждение в формате парламентских слушаний. Кроме того, состоялись зональные совещания с участием всех муниципалитетов республики. Бюджет-2020, по оценке депутатов, сбалансирован и социально-направлен. Доля социально-значимых расходов в проекте бюджета-2020 составляет более 70% от общего объема расходов.
Традиционно в режиме первого чтения предметом обсуждения становится прогноз социально-экономического развития Татарстана на очередной финансовый год и плановый период.
«В мировой экономике сохраняется неопределенность, - отметил министр экономики Фарид Абдулганеев, - на фоне торговых противостояний США, Китая и ряда других стран не ослабевает геополитическая напряженность, что в результате влияет на волатильность цен на энергоносители и курсов валют, а также ставит под угрозу глобальные цепочки поставок технологической продукции». Однако, по его словам, в этих внешнеэкономических условиях в России сохраняется тенденция роста экономической активности. По итогам 2019 года рост валового внутреннего продукта страны, согласно прогнозу Минэкономразвития России, составит 101,3%.
Объем валового регионального продукта по итогам 2019 года оценивается на уровне 2 трлн. 552,5 млрд. рублей при темпе роста 101,3%. В 2020-2024 годах рост экономики прогнозируется в диапазоне 102-103,3% (в России – 101,7-103,3%).
Рост экономической активности в республике в 2020-2024 годах будет обеспечен, в первую очередь, увеличением объемов промышленного производства в обрабатывающих отраслях. Среди крупных инвестпроектов-2020 министр экономики обозначил старт новых производств на «ТАНЕКО», «Нижнекамскнефтехиме», «Казаньоргсинтезе», «Нижнекамскшине» и др.
В агропромышленном комплексе реализуется ряд значимых инвестиционных проектов, в том числе строительство молочных комплексов в 15 муниципальных районах с запуском в 2019-2021 годах (в Азнакаевском, Актанышском, Альметьевском, Алексеевском, Атнинском, Балтасинском, Бугульминском, Высокогорском, Кукморском, Лаишевском, Сабинском, Лениногорском, Нурлатском, Тукаевском, Ютазинском районах), модернизация и расширение производства на Казанском молочном комбинате, строительство мельничного комплекса производительностью 60 тонн в сутки на Актанышском хлебоприемном предприятии и другие.
В строительном комплексе республики с учетом увеличения в рамках национальных проектов объемов жилищного и инфраструктурного строительства прогнозируется поэтапное наращивание объема подрядных работ – темп роста в прогнозном периоде составит 100,2-103,5%.
«В 2020-2024 годах темпы роста оборота розничной торговли прогнозируются на уровне 101-102,5%. Почти четверть оборота по продовольственной группе товаров формируется в федеральных торговых сетях, в которых всё большую долю занимает республиканская продукция, в том числе, благодаря работе созданной в прошлом созыве соответствующей рабочей группы при Государственном Совете», - подчеркнул Фарид Абдулганеев.
Мировым трендом, по словам главы профильного министерства, является развитие электронной торговли. Правительством Республики Татарстан подписаны соглашения с крупнейшими Интернет-ритейлерами. У наших товаропроизводителей появляется дополнительная возможность выхода на российский и зарубежные рынки.
Основным показателем, характеризующим конкурентоспособность и экономическую эффективность деятельности организаций, является прибыль. По итогам 2019 года объем прибыли оценивается на уровне 485,9 млрд. рублей. В перспективе прогнозируется умеренный рост показателя до 517,2 млрд. рублей в 2024 году. В ближайшие три года темпы роста инвестиций ожидаются на уровне 101,2-101,9%.
Институт экономических зон доказал свою эффективность в республике, считает Фарид Абдулганеев. В этой связи подготовлена заявка на создание новой особой экономической зоны промышленно-производственного типа «АлмА» на территории Нижнекамского, Альметьевского и Лениногорского муниципальных районов. Стратегическим инвестором данного проекта выступает компания «Татнефть». Согласно прогнозу, к 2025 году объем осуществленных инвестиций якорных резидентов особой экономической зоны «АлмА» составит 67,9 млрд. рублей, будет создано более 1 400 новых рабочих мест.
Малый и средний бизнес сегодня формирует четверть экономики республики. Согласно прогнозу, оборот малых и средних предприятий в 2024 году составит около 1,7 трлн. рублей. В республике действуют 74 промышленные площадки и 17 промышленных парков, на которых осуществляют деятельность более 1 тыс. 400 резидентов, создано около 27 тыс. рабочих мест.
Безработица в республике, по оценке профильного министерства, сохранится на относительно невысоком уровне. На конец сентября текущего года зарегистрировано в качестве безработных 10,7 тыс. человек, или 0,53% от численности рабочей силы. В прогнозном периоде доля безработных от численности рабочей силы не превысит 0,65%. В 2020-2024 годах прогнозируется, что индекс потребительских цен не превысит уровень 104%.
Развитие экономики позволило увеличить утвержденный в прошлом году прогноз доходной части от первоначально утвержденного бюджета текущего года на 11,7 %, расходной части - на 11,1% .
Как отметил министр финансов Радик Гайзатуллин, в 2020 году, согласно прогнозам, в бюджет республики поступит налог на прибыль в размере 100 млрд. рублей. Поступление налога на доходы физических лиц прогнозируется в объеме 82,1 млрд. рублей (31% всех налоговых доходов). Прогноз поступления акцизов в консолидированный бюджет составит 34,2 млрд. рублей.
Неналоговые доходы консолидированного бюджета в 2020 году составят 11,7 млрд. рублей, в бюджет республики – 7,6 млрд. рублей. Это доходы от аренды и продажи земли и имущества, штрафы, экологические платежи и другие поступления.
Безвозмездные поступления от федерального бюджета в республиканском бюджете-2020 учтены в объеме 31,3 млрд. рублей.
В проекте бюджета на 2020 год социально-значимые расходы составляют более 70% от общего объема расходов. Учтены рост оплаты труда бюджетников, индексация социальных выплат. Будет продолжена работа всех социальных программ. В целом, по оценке Радика Гайзатуллина, расходы социальной сферы в консолидированном бюджете в 2020 году вырастут на 5,7%. Наиболее значительная часть «социальных» расходов будет направлена на отрасль образования (в консолидированном бюджете – 96,5 млрд. рублей, в республиканском – 67 млрд. рублей). На здравоохранение в 2020 году с учетом средств обязательного медицинского страхования будет направлено 78,4 млрд. рублей (из них средства бюджета республики – 29,7 млрд. рублей).
В итоге в 2020 году доходы республиканского бюджета запланированы в сумме 264,8 млрд. рублей, расходы – 267,9 млрд. рублей, дефицит – 3,1 млрд. рублей.
Доклад министра финансов вызвал много вопросов депутатов. В частности, Николай Рыбушкин поинтересовался, сколько денег заложено в бюджете на реализацию программы «Наш двор». Радик Гайзатуллин отметил, что в республиканском бюджет средства не предусмотрены. Более 50 млрд. рублей будет выделено из внебюджетных источников. Сама программа будет реализована за три года.
Марат Галеев задал вопрос о дефиците бюджета и источниках его покрытия. По словам министра финансов, дефицит будет полностью перекрыт остатком средств на начало года.
«Прогноз социально-экономического развития и параметры бюджета были рассмотрены на зональных совещаниях, парламентских слушаниях и на комитетах Государственного Совета, - отметил председатель профильного комитета Леонид Якунин, представляя законопроект, - проведение четкой бюджетной политики позволило повысить устойчивость бюджетной системы к внешней конъюнктуре. А налоговая политика на трехлетний период ориентирована на сохранение и развитие доходных источников бюджета с учетом консервативной оценки».
Леонид Якунин отдельно подчеркнул, что в проекте бюджета нашли отражение вопросы, содержащиеся в Стратегии экономического и социального развития до 2030 года и решении задач, поставленных в Послании Президента Госсовету. «Предложения, поступившие в ходе обсуждения бюджета и прогноза о выделении средств по ряду социальных и других вопросов совершенствования межбюджетных отношений были направлены в Правительство республики и ответы уже получены и направлены депутатам», - проинформировал коллег глава профильного комитета.
Отдельно Леонид Якунин остановился на особенностях проекта бюджета-2020. В частности, по его словам, сохранена максимальная расшифровка и прозрачность бюджета. Расходный блок бюджета расшифровывается в трех плоскостях: по ведомственной структуре, функциональной структуре и в программном разрезе.
Важнейшим приоритетом остается развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения. На это направлены все республиканские программы, которые с текущего года усилены мерами по реализации национальных проектов. На следующий год предусмотрена реализация 30 государственных программ. Общий объем их финансирования запланирован в сумме 243,9 млрд. рублей (на 13,4 % больше чем в этом году).
Увеличено финансирование социально-культурной сферы с учетом повышения заработной платы, новой сети и инфляции в объеме по бюджету республики порядка 161 млрд. рублей. Сохранены и определены новые приоритеты в отраслях социальной сферы, такие как обеспечение детей до 3-х лет местами в детских садах, ремонт стационарных помещений больниц, летних оздоровительных лагерей, общежитий. Решены вопросы строительства и капитального ремонта, модернизации. В целом на следующий год это коснется более 2 тысяч социальных объектов.
Важным направлением бюджетной политики, по мнению Леонида Якунина, должно стать наращивание доходной базы всех уровней бюджетов. В связи с этим целесообразно промониторить имеющиеся налоговые льготы и при необходимости их оптимизировать, пересмотреть администрирование доходов, искать резервы дополнительных доходных поступлений, сохранив на неизменном уровне фискальную нагрузку на налогоплательщиков.
«В целом проект бюджета на 2020 год направлен на обеспечение исполнения всех социальных обязательств республики», - заключил Леонид Якунин.
Свое заключение на проект бюджета дала Счетная палата республики. Как отметил председатель Счетной палаты Алексей Демидов, в законопроекте соблюдены все ограничения, установленные законодательством в части объема государственного долга и расходов на его обслуживание, предельного размера дефицита. «Бюджет республики на 2020 год сбалансирован, доходные источники полностью обеспечат расходные обязательства», - заключил Алексей Демидов.
В целом одобрив законопроект, парламентарии высказали ряд замечаний и предложений. Руководитель фракции КПРФ Хафиз Миргалимов отметил, что предложения фракции ежегодно находят свое отражение в проекте бюджета. Он отдельно за это поблагодарил Президента Татарстана Рустама Минниханова и членов Правительства. По мнению Хафиза Миргалимова, представленный бюджет – это не «бюджет прорыва, развития», а бюджет стагнации. «Если учесть официальную инфляцию, мы получаем минусовой результат», - подчеркнул он. Хафиз Миргалимов уверен, что нужно концентрировать внимание на решение социальных вопросов. Руководитель фракции КПРФ добавил, что фракция подготовила 73 изменения и дополнения к проекту бюджета и готова представить их ко второму чтению.
«Мы очень плотно работали с органами исполнительной власти на этапе подготовки законопроекта о бюджете к первому чтению, конструктивный разговор состоялся с главами муниципальных образований, - отметил Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин, подводя итог обсуждения».
Глава парламента республики оценил документ как «непростой», «напряженный», но вместе с тем социально ориентированный. В немалой степени бюджет-2020 зависит от внешних факторов, а также от того, как удастся добиться участия республики в федеральных программах и проектах. «Впереди еще большая работа, коллеги, - резюмировал Фарид Мухаметшин, - однако хотел бы вас ориентировать не только на изучение и изменение расходной части, но и на анализ доходной части». «Предложений по увеличению доходной части практически не поступало», - посетовал он.