21 августа в г. Кола (Мурманская область) прошло заседание круглого стола на тему «Выборы и общество». Мероприятие было совместно организовано ОП РФ и Общественной палатой Мурманской области. Модераторами круглого стола выступили председатель региональной Общественной палаты Ольга Журба и заместитель секретаря ОП РФ Александр Точенов. В обсуждении приняли участие представители Общественной палаты Мурманской области, регионального избиркома и областного законодательного собрания.
8 сентября в Мурманской области должны пройти выборы губернатора. Одновременно жители административного центра области будут избирать депутатов городского заксобрания. Выборы членов Совета депутатов состоятся еще в 4 городах, 6 городских и 4 сельских поселениях.
Грядущие выборы и подготовка к ним стали одной из главных тем, обсуждавшихся на круглом столе. В рамках мероприятия были рассмотрены изменения в избирательном законодательстве, внесенные на федеральном и региональном уровнях. Участники обсудили роль Общественной палаты региона в организации избирательного процесса. Были освещены опыт и проблемы работы общественных наблюдателей на территории Мурманской области.
В ходе своего выступления Александр Точенов обратил внимание на высокую эффективность проведения круглых столов по теме выборов и общественного наблюдения. Эксперт предложил расширить состав их участников и проводить такого рода мероприятия с большей периодичностью. «Одним из наших предложений было чаще проводить такие круглые столы, ввести их в норму работы Общественных палат, расширяя круг их участников» – заявил Александр Точенов. – «Привлечь к их работе не только членов Общественных палат и наблюдателей, но также СМИ, политологов и представителей партий. Это позволит выработать надпартийный взгляд на то, что у нас происходит».
Обращаясь к теме организации общественного наблюдения, эксперт подчеркнул, что общественные палаты исполняют в рамках этого процесса роль операторов. «Мы же не сами наблюдаем» – указал Александр Точенов. – «В любом регионе в Общественной палате состоят лишь несколько десятков человек. В федеральной палате – 168 членов. Вполне понятно, что их не хватит, чтобы “закрыть” 96 тысяч избирательных участков».
Это вынуждает общественные палаты полагаться на структуры гражданского общества, занимающиеся отбором потенциальных наблюдателей, и добросовестность частных лиц. Однако ответственность, возлагаемая на палаты, исключает возможность набора наблюдателей лишь на принципе доверия. Цена ошибки наблюдателя, не сумевшего зафиксировать нарушение, может быть слишком высокой. «Путь во власть должен быть законным. Если человек пришел во власть, нарушая закон, априори можно сказать, что с вероятностью в 90 – 95% он будет нарушать закон и дальше» – напомнил собравшимся Александр Точенов.
«Мы должны как-то регламентировать свою деятельность в качестве оператора» – также отметил он. – «Еще в период президентской кампании совместно с Центризбиркомом был разработан так называемый “золотой стандарт” – краткий минимум того, что должен знать наблюдатель. И был создан Кодекс этики наблюдателя. Почему он необходим? Потому что законодатель не дал нам права отзывать наблюдателя. А он может повести себя на участке неадекватно. Кодекс этики препятствует такого рода поступкам. Например, в Кодекс включена норма, в соответствии с которой наблюдатель не имеет права выносить в публичное пространство непроверенную информацию о нарушениях».
С целью повышения эффективности наблюдения эксперт предложил собравшимся шире использовать такой формат работы, как общественный штаб, одновременно расширив практику видеонаблюдения. Александр Точенов акцентировал внимание на том, что к работе общественного штаба следует привлечь широкий круг экспертов и лидеров общественного мнения. «В него надо пригласить юристов – специалистов в области избирательного права, представителей СМИ и общественности» – пояснил эксперт.
Александр Точенов обратил внимание на недопустимость огульной критики в адрес избирательных комиссий и предвзятого к ним отношения. «Как настроены многие люди, занимающиеся правозащитой в избирательной сфере? Для них в избирательных комиссиях сидят враги» – отметил эксперт. – «Нас иногда обвиняют: вы занимаетесь подготовкой наблюдателей вместе с избиркомами. А с кем, как ни с избиркомами, организаторами выборов, людьми, которые лучше всех знают избирательное законодательство, заниматься обучением наблюдателей? Люди забывают о том, что избирательная система уже стала другой, она сильно изменилась. Нарушений все меньше и меньше».
Александр Точенов отдельно выделил роль общественных наблюдателей в легитимизации выборов. В отличие от представителей кандидатов и избирательных объединений, они полностью независимы и не заинтересованы в том, чтобы результаты голосования искажались в пользу «своего» кандидата. «Наши заказчики – это закон и наша совесть» – подчеркнул Александр Точенов. – «Наличие общественных наблюдателей работает на легитимизацию выборов. Большинство участников избирательного процесса знают, что общественные наблюдатели работают не за деньги. И их слово весит больше, чем у наблюдателей от кандидатов и избирательных объединений».
Николай Пономарев
Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП
Источник
8 сентября в Мурманской области должны пройти выборы губернатора. Одновременно жители административного центра области будут избирать депутатов городского заксобрания. Выборы членов Совета депутатов состоятся еще в 4 городах, 6 городских и 4 сельских поселениях.
Грядущие выборы и подготовка к ним стали одной из главных тем, обсуждавшихся на круглом столе. В рамках мероприятия были рассмотрены изменения в избирательном законодательстве, внесенные на федеральном и региональном уровнях. Участники обсудили роль Общественной палаты региона в организации избирательного процесса. Были освещены опыт и проблемы работы общественных наблюдателей на территории Мурманской области.
В ходе своего выступления Александр Точенов обратил внимание на высокую эффективность проведения круглых столов по теме выборов и общественного наблюдения. Эксперт предложил расширить состав их участников и проводить такого рода мероприятия с большей периодичностью. «Одним из наших предложений было чаще проводить такие круглые столы, ввести их в норму работы Общественных палат, расширяя круг их участников» – заявил Александр Точенов. – «Привлечь к их работе не только членов Общественных палат и наблюдателей, но также СМИ, политологов и представителей партий. Это позволит выработать надпартийный взгляд на то, что у нас происходит».
Обращаясь к теме организации общественного наблюдения, эксперт подчеркнул, что общественные палаты исполняют в рамках этого процесса роль операторов. «Мы же не сами наблюдаем» – указал Александр Точенов. – «В любом регионе в Общественной палате состоят лишь несколько десятков человек. В федеральной палате – 168 членов. Вполне понятно, что их не хватит, чтобы “закрыть” 96 тысяч избирательных участков».
Это вынуждает общественные палаты полагаться на структуры гражданского общества, занимающиеся отбором потенциальных наблюдателей, и добросовестность частных лиц. Однако ответственность, возлагаемая на палаты, исключает возможность набора наблюдателей лишь на принципе доверия. Цена ошибки наблюдателя, не сумевшего зафиксировать нарушение, может быть слишком высокой. «Путь во власть должен быть законным. Если человек пришел во власть, нарушая закон, априори можно сказать, что с вероятностью в 90 – 95% он будет нарушать закон и дальше» – напомнил собравшимся Александр Точенов.
«Мы должны как-то регламентировать свою деятельность в качестве оператора» – также отметил он. – «Еще в период президентской кампании совместно с Центризбиркомом был разработан так называемый “золотой стандарт” – краткий минимум того, что должен знать наблюдатель. И был создан Кодекс этики наблюдателя. Почему он необходим? Потому что законодатель не дал нам права отзывать наблюдателя. А он может повести себя на участке неадекватно. Кодекс этики препятствует такого рода поступкам. Например, в Кодекс включена норма, в соответствии с которой наблюдатель не имеет права выносить в публичное пространство непроверенную информацию о нарушениях».
С целью повышения эффективности наблюдения эксперт предложил собравшимся шире использовать такой формат работы, как общественный штаб, одновременно расширив практику видеонаблюдения. Александр Точенов акцентировал внимание на том, что к работе общественного штаба следует привлечь широкий круг экспертов и лидеров общественного мнения. «В него надо пригласить юристов – специалистов в области избирательного права, представителей СМИ и общественности» – пояснил эксперт.
Александр Точенов обратил внимание на недопустимость огульной критики в адрес избирательных комиссий и предвзятого к ним отношения. «Как настроены многие люди, занимающиеся правозащитой в избирательной сфере? Для них в избирательных комиссиях сидят враги» – отметил эксперт. – «Нас иногда обвиняют: вы занимаетесь подготовкой наблюдателей вместе с избиркомами. А с кем, как ни с избиркомами, организаторами выборов, людьми, которые лучше всех знают избирательное законодательство, заниматься обучением наблюдателей? Люди забывают о том, что избирательная система уже стала другой, она сильно изменилась. Нарушений все меньше и меньше».
Александр Точенов отдельно выделил роль общественных наблюдателей в легитимизации выборов. В отличие от представителей кандидатов и избирательных объединений, они полностью независимы и не заинтересованы в том, чтобы результаты голосования искажались в пользу «своего» кандидата. «Наши заказчики – это закон и наша совесть» – подчеркнул Александр Точенов. – «Наличие общественных наблюдателей работает на легитимизацию выборов. Большинство участников избирательного процесса знают, что общественные наблюдатели работают не за деньги. И их слово весит больше, чем у наблюдателей от кандидатов и избирательных объединений».
Николай Пономарев
Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП