Выборы сделали Пермь главной «аномалией». Столица Прикамья единственная на Урале сломала общероссийский тренд

13.09.2017
13.09.2017

Антон Ольшанников

Прошедшие 10 сентября выборы продолжают анализировать. Пермский край помимо «кавказского» результата нового губернатора Максима Решетникова (82%) поразил беспрецедентной явкой. Она противоречит общероссийскому тренду и стала результатом того, чего боялись касаться политологи по всей стране. «URA.RU» разобралось в главной уральской «аномалии».

Пермский край на сегодня — единственный регион Урала, чей областной центр вошел в пятерку лидеров по явке на губернаторских выборах. Из 16 городов у Перми в списке третье место и 37,76% пришедших на участки граждан. Конкуренцию городу составили только Саранск (Мордовия) с показателем в 74,98% и Саратов (Саратовская область) — 51,60%. «Сосед» Екатеринбург оказался в этом перечне только одиннадцатым — 24,99%.

Ко всему прочему Пермский край — единственный из регионов-лидеров оказался выбивающимся из общероссийской тенденции, согласно которой за прошедший год в региональной явке наметился ниспадающий тренд. На выборах в Госдуму в 2016 году Мордовия показывала 83%, а сегодня опустилась до 81,98%, Саратовская область с 64,4% упала до 54,75%. Явка 2016 года в 35,17% у Пермского края на сегодня выросла до 42,53%.

Эксперты предлагают простое объяснение «падающему» тренду. В большинстве регионов, где проходили губернаторские выборы, явку в областных центрах старались не поднимать, а скорее даже сушить, опасаясь, что консолидируется протестное голосование. «Поскольку многие врио в территориях были варягами из Москвы, то и выигрывать решили периферией, провинцией и с облцентром не экспериментировать. По Екатеринбургу явку сушили, по Ижевску — раскачивали только деревню, в Новгородской области Никитин — пришлый человек и мог не понравиться областному центру», — разъясняет политолог Алексей Швайгерт.

В этом контексте Максим Решетников, разъясняет эксперт, разительно отличается от остальных. Новый губернатор — местный, пермяк, а потому штаб, во главе с мэром Дмитрием Самойловым поступил верно, сделав ставку на электорат краевого центра. «Родная душа — это сильное чувство для избирателей.

Сам факт родственности с кандидатом мотивировал избирателя. Философски можно порассуждать и о том, что сработала контркампания против Басаргина. Накопленный негатив против него, варяга, противопоставился Решетникову — своему, приятному внешне, умному, имеющему региональный и федеральный опыт, но без антирейтинга и негативного бэкграунда», — объясняет Швайгерт, называя Решетникова «чистым листом в истории Прикамья».

В части противопоставления предыдущим руководителям стратегия оказалась совершенно правильной, соглашается московский политолог Константин Калачев: «Пермякам нужен драйв и кураж, а они начали закисать еще при позднем [бывшем губернаторе Пермского края Олеге] Чиркунове, но там еще был Гельман и попытки искать территориальную идентичность, доказывать, что Пермь крутая. А Басаргин — это застой, закат, и вот после него — новый человек. Здесь полное попадание в идеальный образ, и именно с ним сейчас пермяки связывают свои ожидания».

Пермский политолог Виталий Ковин, впрочем, убежден, что ни о какой внезапно вспыхнувшей гражданской сознательности пермяков речи не идет. Почти рекордную явку выборам сделали успешно активированные штабом технологии. «Мобилизационные технологии были реализованы в навязчивой административной форме. Вместе с тем, активно использовался метод голосования по месту пребывания с заранее написанными заявлениями. Активно эксплуатировались технологии, направленные на молодежь — их завлекали возможностью что-нибудь выиграть. Третье — это, конечно же, массированная информационная кампания на улицах, на всевозможных медиаресурсах. Плюсом ко всему постарались организовать повсеместные развлечения — концерт Газманова, Смэша, в школах детские концерты, удерживающие родителей — даже был слоган «остаемся в городе», — разъясняет Ковин.

Константин Калачев, в свою очередь, убежден, что административные технологии на выборах Перми задействованы не были, поскольку кураторы кампании не стремились сформировать негативное отношение к новому губернатору с первых дней его работы.

«Использовали доступные технологические приемы. Например, тема флаеров у них там была — известная и хорошо работавшая в Кемеровской области технология. Это куда лучше, чем розыгрыш квартир и машин (лотерея с их розыгрышем прошла в Свердловской области), поскольку каждый смог получить свое, а не только избранные. Тема кино отлично работала по таргетированной аудитории — на молодежь. Ведь бабушкам и дедушкам, которые ходят активно на выборы, молодой губернатор и так понравится, они и так придут, а вот привлечь юное поколение — это надо было постараться. Заодно исполнили ранее звучавший запрос задействовать молодежь в политике, чтобы она не ходила на разного рода митинги, чувствуя себя обделенной», — объяснил Калачев. Флаеры в Перми раздавали молодым людям от 18 до 35 лет, что привлекло на участки более трети всей молодежи столицы Прикамья.

Пермские политтехнологи к этому добавляют и еще один немаловажный «победный» фактор. «Сработать именно по Перми позволила повсеместная включенность во все процессы городской администрации. Тут, бесспорно, явку сделал штаб во главе с [главой Перми Дмитрием] Самойловым», — резюмировал директор социологического агентства «СВОИ» Александр Нода. Его коллега политолог Николай Иванов подтверждает, что на победу работали сразу несколько центров, среди которых «заслуга администрации города очевидна». «Не меньше заслуг, — уточняют эксперты, — как у активно работавшей полевой структуры, так и самого главы региона (на тот момент еще кандидата), который провел множество встреч во всех районах Перми».

Источник
Больше важных новостей в Telegram-канале «NOM24». Подписывайся!

Назад к списку
Читайте также
В Саратове утвердили места размещения агитации на довыборах в Госдуму
20.07.2018 12:41:00
9 просмотров
Общественные наблюдатели обеспечат контроль на всех избирательных участках
20.07.2018 12:33:00
10 просмотров
Мособлизбирком подписал соглашение с волонтерами о взаимодействии на выборах губернатора
20.07.2018 12:31:00
10 просмотров
Trump Themes
Make Metronic Great Again
+$2500
StarBucks
Good Coffee & Snacks
-$290
Phyton
A Programming Language
+$17
GreenMakers
Make Green Great Again
-$2.50
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200